Ветер в лицо, сердце вырывается из груди, я счастливый мчусь по деревне на новеньком мотоцикле к любимой девушке. И каждый парень мне тогда завидовал.
Да, я не понаслышке знаю, что приобретение мотоцикла для простых советских граждан было знаменательным событием.
Ведь покупалось не просто средство передвижения, а возможность новых развлечений и свободной поездки без очередей и толкучки. Такую технику могли приобрести немногие, поскольку она стоила недешево и была в дефиците.
ИЖ
Мои родители копили на мотоцикл ИЖ несколько лет, но поскольку у них было 2 детей, было принято решение собирать деньги еще и на коляску к нему. Спустя год отцу выпала командировка в Баку, откуда он ее и привез.
После этого вся семья могла ездить в деревню к родным на собственном транспорте. Сейчас удивляюсь, как мы все помещались, да еще и назад всегда везли гору гостинцев.
«ИЖ Планета-3» прослужил долгие годы и считался одним из лучших мотоциклов времен СССР.
Ижевская модель была в почете у водителей, поскольку развивала скорость до 110 км/час и имела вполне приемлемый по тем временам расход топлива на 100 км всего 5 литров бензина.
Восход
Одним из культовых мотоциклов в молодежной среде считался «Восход». Это первый мотоцикл, который появился в нашем дворе. Дефицитное транспортное средство с огромным трудом достал наш сосед по подъезду.
«Восход» всегда отличался приемлемой ценой. Его стоимость в 1967 году была в пределах 470 рублей, а заработная плата соседа составляла 100 рублей в месяц.
Эта техника впечатляла своей надежностью, хорошей ремонтопригодностью и небольшим расходом топлива. Под этой маркой была выпущена целая плеяда мотоциклов, но самую большую популярность имели «Восход-2» и «Восход- 2М».
После приобретения нового мотоцикла все соседи считали его обладателя настоящим хозяином, поскольку он сумел скопить и достать такой дефицит. Сосед часто жаловался на сильную вибрацию мотоцикла во время поездки.
Впоследствии модернизация новых моделей привела к увеличению его веса до 121 кг, но он все равно пользовался огромным спросом.
Тула
Мотоцикл «Тула» был первым транспортным средством такого класса с возможностью проходимости по бездорожью. Он появился в мои студенческие годы в 1984 году и завоевал популярность у знакомых парней.
На нем часто выбирались в лес и на рыбалку. Берем удочки, картошку, чтобы запечь, и, конечно, девушек.
Мои друзья прекрасно справлялись с управлением этой моделью, поскольку она имела облегченную раму и широкие шины, которые хорошо сцеплялись с дорогой.
Мы уверенно рассекали со скоростью 85 км/час и были полностью убеждены в надежности и устойчивости мотоцикла, который внешне больше похож на мотороллер.
Ява
Легендарный мотоцикл «Ява» стал модным среди подростков и молодежи с первых дней своего появления. Мои знакомые долгое время не могли приобрести это транспортное средство.
Мотоцикл был чехословацкой торговой марки стоил намного дороже отечественных аналогов. Разительно отличался и его внешний вид, который радовал глаз приятным дизайном и цветом.
Хорошо помню поездки на «Яве» в сельский клуб на танцы, что считалось особенным шиком. Ведь скорость мотоцикла могла развиваться до 125 км/ час, а это было весьма внушительно по тем временам.
М-62 милиция
Известные патрульные мотоциклы «Урал М-62» появились на наших дорогах в 70-х годах. Они предназначались для советской милиции и неоднократно принимали участие в съемках остросюжетных фильмов в качестве участников погони за преступниками.
В нашем городе существует постамент с бессменным старичком М-62. Мой дедушка имел такой мотоцикл с коляской и рассказывал, что этим транспортом весьма трудно управлять.
Данной моделью могли пользоваться не только органы правопорядка, но и простые граждане. Милиция могла использовать «Урал М-62» без коляски, а советским людям данной моделью разрешали пользоваться только вместе с ней.
Рассматривая советские мотоциклы, я словно совершаю экскурсию в свою молодость. Прототипы современных байков эксплуатировалась не один год, а при бережном уходе служили десятилетиями, отличаясь надежностью и отличным качеством. Согласны со мной?