Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными «жигулями» и «москвичами» стояли в очередях годами

Я помню, как трудно было достать иностранную машину в СССР. Это сейчас они продаются за каждым углом, а тогда, чтобы достать приличную иномарку, необходимо было потрудиться. Не говоря уже про простые «жигули» или «москвичи», за которыми стояли в очереди много лет.

Я так и не смог купить иностранную машину. Они стоили бешеных денег. Но, моему деду как-то это удалось приобрести старый Ford в 1960 году на территории Советского Союза.

Как и за сколько, он никогда не рассказывал. Просто отвечал: «Мне повезло…» Правда, ездить на нем он боялся.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

Вдруг накажут. Так Форд и простоял у нас в гараже. Пока в 1990 году моя семья его не продала какому-то коллекционеру, а за вырученные деньги купили домик в деревне.

Какие иномарки поставляли в СССР

Самой первой иномаркой в СССР была «Рено». Автомобиль завезен из Франции в 20-х годах XX века. В начале 30-х годов в Советском Союзе появились первые «Форды».

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

Иномарки стали завозить в СССР в начале XX века, но они пользовались большим спросом только среди высших чинов. Простой гражданин не мог позволить себе иностранный автомобиль.

В военные годы союзники СССР поставляли иностранную военную технику, это были грузовики, мотоциклы, легковые автомобили.

Среди наиболее популярных иностранных автомобилей после войны выделялись немецкие легковушки. Мой дед говорил, что многие советские граждане мечтали о новеньком Мерседесе.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

На фото одна из первых моделей мерседеса в СССР.

В меньшей степени на автомобильном рынке СССР присутствовали модели: «Альфа», «Вольво», «ФИАТ», «Датсун», «Шевроле» и «Феррари».

По ленд-лизу, в качестве трофея, дипломатический путь

Ленд-лиз (так называлась государственная программа) заключался в том, что военные силы США могли поставить технику, боеприпасы, сырье другим странам-союзницам.

Конечно, все оборудование не отдавалось безвозмездно, поэтому долг Советского Союза постепенно рос. На данный момент задолженность по ленд-лизу составляет около 100 млн долларов.

Крупные поставки по ленд-лизу проводились в период Великой Отечественной войны (с 1943 по 1945 год). В таблице я указал 8 марок военных автомобилей, которые получил Советский Союз.

Иностранная военная техника Описание
Willys Самый популярный джип за время Великой Отечественной войны. Достаточно проходимые внедорожники применяли для командирских авто и тягачей для 45 мм пушек.
Dodge WC Уравновешенный внедорожник с высокой проходимостью. Машина обладала грузоподъемностью равной 750 кг. Внедорожники нашли применение в качестве тягачей для противотанковых пушек, разведывательных машин, командирских авто.
Studebaker US6 Грузовик, оснащенный легковым мотором с грузоподъемностью в 4 тонны. Во время войны в СССР обрел статус перевозчика реактивных установок «Катюша».
Ford-6 (2G8T, G8T) Автомобиль обладал грузоподъемностью равной 2 тонны и служил для перевоза солдат. В послевоенные годы грузовик был передан на службу в сельское хозяйство.
Chevrolet G 41 и 71 Более известные авто под названием «полуторки». Для грузовиков нашли применение благодаря набору различных модификаций: автомобили с открытыми платформами и кузовами, с лебедкой и без, самосвалы, машины связи и бомбовоз с открытой кабиной.
GMC CCKW Грузоподъемность автомобиля составляла 2,2 тонны. Грузовик использовался в качестве седельного тягача, бомбовоза, машины РХБЗ, топливозаправщика, автоцистерны, машины связи, водовозки, водоочистительной установки.
International Harvester Грузовик легко овладевал грузом в 2,2 тонны. Он служил в качестве тягача для артиллерийских орудий. Помимо основного предназначения грузовик выступал как снегоуборочная техника.
Mack NR Mack NR перевозил груз до 10 тонн и тягал прицеп массой до 15 тонн. Грузовики обладали высокой степенью надежности, за счет этого, многие послевоенные авто были отправлены на службу в сельское хозяйство.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

На фото партия новых грузовиков, поставляемых СССР в качестве ленд-лиза.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

Studebaker US6.

Просто покупали

Для простых граждан иномарки были доступны в комиссионных магазинах, но для покупки нужно было разрешение властей, проверка доходов и т. д. Но высоким качеством автомобили не отличались.

При этом все они были очень дорогими. За «стукнутую» иномарку брали 5000-6000 рублей.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

Законно купить иномарку было сложно, да и дорого. Потому советские люди начали искать обходные пути, чтоб приобрести зарубежное авто. Так появились черные рынки.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

О черных рынках я узнал от дедушки. Он часто посещал такие места, восхищался иностранными автомобилями. «Там было опасно, но жутко интересно», — говорил он.

«Милиция могла появиться в любой момент, причем арестовывали всех, и продавцов, и покупателей, не разбираясь. Потом, конечно, отпускали, но все равно неприятно».

А у кого из известных лиц были иномарки

В СССР по большей части иномарками владели влиятельные и известные личности:

  • В. И. Ленин владел автомобилями марки: Turcat-Mery, Delaunay-Belleville, Renault 40 CV, Rolls-Royce Silver Ghost;
  • В. В. Маяковский имел в пользовании Renault;
  • И. В. Сталин распоряжался Packard Twin Six и Packard Twelve;
  • Л. И. Брежнев пользовался различными автомобилями: Rolls-Royce Silver Shadow, Cadillac Eldorado, Mercedes-Benz 600 Pullman, Nissan President;
  • Ю. А. Гагарин в качестве подарка получил купе Matra-Bonnet Jet VS;
  • В. С. Высоцкий отличался особенно страстью к иномаркам. За свою жизнь Владимир Высоцкий сменил более 5 иностранных авто: 2 Мерседеса, 2 BMW, Renault;
  • Балерина О. В. Лепешинская владела Ford V8.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

По большей части иномарки дарили за выдающиеся заслуги. Приобрести новенькое авто могло только высшее сословие.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

Дед рассказывал мне, что один раз видел, как Владимир Высоцкий катался по улицам Москвы.

Откуда в СССР брали иномарки, если даже за обычными "жигулями" и "москвичами" стояли в очередях годами

Исходя из всего, отмечу, что иностранные легковые автомобили пользовались спросом, но владели ими только высшие чины. А среди ваших друзей, знакомых кто-нибудь владел иномаркой во времена Советского союза?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector