После не самого легкого дня, несколько раз объехав свой дом в поисках свободного места под парковку, мысленно пожелал провалиться всем соседским машинам и призадумался, а как же выглядели московские дворы при советской власти. Позвонил сестре.
Она старше меня на несколько лет, любит вразумлять младшего братика и наблюдательна, как все женщины. Потом подключились родители. Получился вечер воспоминаний — много смеялись и изумлялись, сравнивая две жизни.
Какие автомобили делал СССР для рядовых граждан
В 1975 году машину могла себе позволить одна семья из 54. Считал так: если средняя семья — это 4 человека, то делим 258 млн на 4 и потом на количество выпускаемых авто.
Источник: borodino2012-2045.com
Если в обычном школьном классе того времени спросить у учеников: «Дети, у кого в семье есть машина?», поднялась бы одна рука или вовсе ни одной.
В классе у старшей сестры машины было две: у одного мальчика мама работала директором ювелирного магазина, у второго папа был военный.
Производство автомобилей по годам (тыс. шт.) | ||
Годы | Автомобилей всего | В том числе легковых |
1958 | 511,1 | 122,2 |
1960 | 523,6 | 138,8 |
1965 | 616,3 | 201,2 |
1970 | 916,1 | 344,3 |
1975 | 1 963,9 | 1 201,2 |
1980 | 2 199 | 1 327 |
1985 | 2 247,5 | 1 332,3 |
1990 | 2 039,6 | 1 260,2 |
Источник: ru.wikipedia.org
К 1975 году производство машин утроилось по сравнению с прошлой пятилеткой. Что же предлагал гражданам родной автопром?
Самой дорогой редкой и престижной машиной была «Волга ГАЗ-24». Это машина не для рядовых граждан. Ее получали артисты, космонавты, писатели, начальники высокого ранга, Герои Соцтруда.
Источник: drivenn.ru
Для обычных людей предназначались тольяттинская «копейка» «ВАЗ 2101» и «Москвич».
Источник: drivenn.ru
«ВАЗ 2103» считалась моделью люкс, была чуть просторнее, комфортнее, ездила чуть тише и стоила дороже.
Источник: drivenn.ru
Самым доступным по цене был «Запорожец» ЗАЗ-968. Он мало чем отличался от инвалидной машины, носил обидное прозвище «запор», но и его невозможно было купить просто так.
Источник: drivenn.ru
Почему же? Дело в том, что машины в СССР не продавались, а распределялись по предприятиям. Приходя на предприятие молодым специалистом, человек подавал заявление и становился в очередь на машину.
Самое большое количество машин в год поступало на оборонные предприятия и НИИ, связанные с оборонкой. Далее шли заводы федерального значения, крупные фабрики, добывающие комбинаты и так по нисходящей.
Служащие мелких контор, магазинов, библиотек шансов дождаться машины практически не имели. Очередь на машину шла медленно, в ней можно было стоять по 10–15 лет.
Какая была зарплата у обычного работяги СССР и сколько копили на Москвич
Расскажу, как покупал машину мой дядя в 1978 году. От тестя в наследство ему достался «Москвич». Вот он на фотографии. Тесть был во время Отечественной войны танкистом, а после войны работал на заводе, танки производящем.
Фото из личного архива.
Ходил он в передовиках производства, слыл отличным мастером и в 1958 году получил от завода поощрение в виде очереди на машину. Где семья тогда наскребла денег на покупку, спросить, к сожалению, уже не у кого.
По воспоминаниям тети, ее отец всегда работал на майские праздники, чтобы получить двойную зарплату, и на эти деньги покупал себе две пары брюк, в которых и ходил потом весь год.
«Москвич», доставшийся дяде от тестя, в возрасте двадцати лет исправно ездил по областному бездорожью, возил на себе палатки и прочее туристическое снаряжение двух семей.
Иногда мы дружно выталкивали его из грязевых ям, но в целом машина была надежная, зимой стояла в гараже, ее любили и холили.
Когда у моего дяди подошла на заводе очередь на покупку «Жигулей», «Москвич» был продан за сумму, которая составляла почти треть новой машины. Новая стоила примерно 5600 рублей.
Дядя получал в своем НИИ около 200 рублей. Оклад составлял 156 рублей, остальное — премии за выполнение плана и патенты на изобретения.
Каждое рационализаторское предложение стоило 10 рублей, сумма большая. Дядя был умный и рукастый, поэтому изобретения выдавал на гора с завидным постоянством.
Недостающая сумма была собрана по родственникам и ближайшим друзьям. Много лет потом отдавались долги, жили очень стесненно, но машина была.
Как любит повторять сын моей тети, «приоритеты были расставлены неверно: с машиной, но без штанов». Дядя был счастлив, тетя тоже выглядела довольной, но жаловалась маме, что не знает, как дотянуть до зарплаты.
В ответ на мой вопрос: «А можно ли было накопить на машину?» дядя призадумался. «Копили, безусловно, все. Поскольку в очереди ты стоял лет 8–12, то, конечно, откладывали.
Тринадцатые зарплаты, премии — все шло на сберкнижку. Те, у кого были деньги — директора магазинов, баз — покупали очередь. Остальные фанатично копили, но к моменту получения машины все равно не хватало.
Помню, что постоянно кто-то в цехе занимал на покупку. Очередь двигалась непредсказуемыми темпами».
Источник: liveinternet.ru
Нехитрыми подсчетами у меня получилось, что если копить на «Жигули» 10 лет, то в месяц надо откладывать 46 рублей — это треть средней зарплаты. Родители подтвердили: сумма неподъемная.
Надо, чтобы в семье работало трое человек и на хороших зарплатах.
А были ли автосалоны тогда, какие авто там были и сколько стоили
Получив заветный ордер на машину, дядя отправился в Сберкассу ее оплачивать. Стоимость машины была известна заранее, мучиться с выбором комплектации не пришлось — она была всего одна.
«Волга ГАЗ-21» стоила 8500 рублей, «Жигули 2101» — 5620 рублей, «Москвич 412» — 4936 рублей, «Запорожец» — 3000 рублей.
Источник: drom.ru
С двумя квитками дядя и тетя прибыли в автосалон. Это была открытая площадка между зданиями вокзала и молокозавода, там же располагалась небольшая контора по оформлению документов и будка охраны.
Всего на площадке стояло около 20 машин — несколько моделей «Жигулей», «Москвичи», пара «Запорожцев» и «Волга». Служащий посмотрел на дядины документы и повел его с женой между рядами к тому месту, где стояли машины дядиной марки.
Их было три, одинакового цвета. Выбирать долго не пришлось: ткнули пальцем в ближайшую, дядя сел за руль, и они поехали в ГАИ оформляться и получать номера.
Очень волновались, хватит ли бензина доехать до инспекции — машины поступали на площадку с запасом топлива, но ушлые охранники сливали его для продажи.
До ГАИ доехать бензина хватило, потом отстояли полуторачасовую очередь на заправку и залили полный бак и прихваченную с собой канистру.
Какие иномарки завозили в СССР и сколько они стоили тогда
Единичные экземпляры появлялись в СССР регулярно. Иномарки были у Маяковского, Ленина и всех вождей после него, Гагарина, Высоцкого.
Гагарину машину подарили французы, когда он посещал авиасалон в Ле Бурже. Было заметно, что автомобили его интересовали больше, чем самолеты.
Источник: avto-vip.com
Сложность была не только в приобретении машины, но и в ее дальнейшей эксплуатации. Машины имеют свойство ломаться, а чинить их советские механики не умели.
Огромную проблему составляло добывание запчастей. Достать их можно было только по дипломатическим каналам. А уж если случалась авария!
Заменить помятое крыло Мерседеса стоило около 800 рублей, а хорошей зарплатой считалась сумма в 200.
Маяковский купил «Рено» для Лили Брик.
Моряки загранплавания и военные, которых выводили из ГДР, предпочитали привезти с собой экспортную модель Жигулей, а не иномарку с кучей проблем.
Массово иномарки хлынули в нашу страну в середине 90-х годов, когда СССР уже не существовал. А в ваших семьях были машины? Порасспросите родителей, напишите ваши истории. Я и не догадывался, как это интересно, пока не разговорил своих.