Би-Би-Си: Сокращение водоохранной зоны «добро или зло» для Бурятии

Би-Би-Си: Сокращение водоохранной зоны "добро или зло" для Бурятии

В Бурятии уже давно идет дискуссия о разумности введения столь широкой водоохранной зоны. Утверждается, что на местных жителей в такой зоне накладывается слишком много ограничений. Распоряжение правительства о расширении водоохранной зоны, чтобы она совпадала с Центральной экологической, вышло в марте 2015 года. Согласно ему, водоохранная зона распространялась на площадь до 60 км от озера. А сейчас ее хотят сократить в среднем до 500 метров — в зависимости от ландшафта. 

«Площадь, которой коснется сокращение — это большей частью леса», — говорит руководитель программы по особо охраняемым территориям «Гринпис» Михаил Крейндлин. — Это может повлиять разве что на режим рубок территорий. В водоохранной зоне запрещены рубки, в том числе санитарные, а так будут разрешены». 

Крейндлин считает, что решение по сужению водоохранной зоны — скорее «пиар-ход», чем действительно важное событие. На экологию это никак не повлияет, говорит он, если смещение границы сохранит Центральную экологическую зону, которая и сама предусматривает ограничения хозяйственной деятельности. 

В водоохранной зоне сейчас находится 159 населенных пунктов с населением около 128 тысяч человек, 167 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, порядка 40 кладбищ, 28 автозаправочных станций и проходит порядка 540 км дорог без твердого покрытия, говорится в заявлении Минприроды. 

Вице-президент Фонда содействия сохранения озера Байкал и депутат Народного Хурала Бурятии Баир Цыренов считает, что сокращение устранит многие неудобства местных жителей, например, вывоз мусора. Он считает «ошибкой» и «игнорированием интересов населения» расширение водоохранной зоны в 2015 году. 

«Вы знаете, как говорят, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Режим водоохранной зоны все равно мало кто соблюдал», — добавляет он. Согласно Водному кодексу, в водоохранной зоне запрещено, в частности, размещение кладбищ, скотомогильников, автозаправочных станций и станций технического обслуживания. Машинам разрешено ездить и парковаться только на дорогах с твердым покрытием. Нельзя также применять пестициды и агрохимикаты. 

«Сейчас, например, чтобы открыть маленький магазин рядом с Байкалом, нужно потратить 5 месяцев времени и 400 тысяч рублей на экологическую экспертизу. Не все могут это сделать», — говорит Николай Будуев, заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. 

Будуев, говоря о малом бизнесе, положительно оценивает инициативу минприроды, однако предупреждает, что необходимость следить за экологией этих земель останется, так как они сохранят статус объекта Всемирного природного наследия. 

Он также говорит о том, что сейчас Байкал не справляется с наплывом туристов, а создать необходимую инфраструктуру как раз поможет сужение водоохранной зоны. Минприроды намерено подготовить итоговые изменения в нормативные документы к весне 2018 года.

Ольга Дьяконова

Русская служба Би-Би-Си

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector