Недавно дети уехали отдыхать, а внучку оставили мне. Она у меня умница, красавица, отличница. Утром мне нужно было отвезти ее в школу, потом забрать, ну и помочь сделать домашнее задание.
За этот день я поняла, что современная школа совсем не такая, как была в моем детстве. На меня нахлынули воспоминания, внучка весь вечер расспрашивала о моей школьной жизни.
Она была очень удивлена всему, что я рассказывала. Да что она, я думаю многие из вас даже представить не могут, как учились деревенские дети в 60-70-х годах прошлого века. Хотите узнать?
Сколько классов было в советской школе
Школа для малышни в нашем селе располагалась рядом с разрушенной церковью, в деревянном одноэтажном здании, где в царские времена находилась церковно-приходская духовная школа.
Поэтому к ней прочно прилипло название «духовка». В «духовке» учились только начальные классы.
В те времена полный курс обучения в средней школе состоял из 10 классов. Начальными считались первые четыре.
В школах повсеместно была введена обязательная ученическая форма. Мальчики ходили в форменных костюмах, девочки – в платьях и фартуках. Дежурные по утрам проверяли чистоту формы и пионерского галстука, рук и ушей.
Наш класс и условия обучения
В нашем классе на стене висела большая школьная доска, сделанная из дерева и покрашенная черной краской, чтобы лучше было видно, что написано мелом.
Дежурные всегда следили за тем, чтобы перед началом урока доска была чисто вымыта, имелась влажная тряпка и несколько кусочков мела.
Парты у нас тоже были деревянные, массивные, с откидными крышками. На стене были сделаны деревянные вешалки для верхней одежды, здесь же рядами стояли наши сапоги и валенки, а мы бегали по школе в туфлях.
После уроков дежурные обязательно мыли полы.
Во время перемен вся детвора высыпала на школьный двор. Мы играли в догонялки, лапту, классики, прыгали через скакалку. А зимой все катились с горки прямо на лед находящейся рядом реки.
Он был просто отшлифован нашими валенками.
Первые шаги к знаниям или чему учили с 1 по 4 класс
Мы обожали свою учительницу Анну Васильевну. Эта пожилая строгая женщина обладала магическим воздействием на детские души. Она учила нас правильно себя вести, бережно относиться к имуществу и учебникам.
В начальных классах основными предметами были арифметика, чтение, письмо, чистописание, рисование. Ну и, конечно, физкультура и пение.
У учеников младших классов было два вида тетрадей: в клетку и в косую линейку. Тетради в клетку использовались на уроках математики, а в косую линейку – на уроках письма и чистописания.
В них мы старательно выводили сначала палочки и крючочки, потом – буквы и цифры, и, наконец, целые слова и предложения.
Писать приходилось деревянными ручками с металлическим пером, обмакивая его в чернильницу-непроливайку. Сейчас это – раритет!
Самое главное в чистописании – красиво вывести закругления, соблюдать размер букв, правильный наклон, не делать помарок. Так учитель формировал у нас красивый почерк.
Тетради в простую линейку вводились только с 5 класса, когда почерк ученика был сформирован. К концу четвертого класса мы уже бегло читали, хорошо считали и грамотно, красиво писали.
Переход в «большую школу» или чему учили с 5 по 8 класс
Пятиклассники переходили на учебу в помещение «большой школы». Это было старинное двухэтажное каменное здание бывшей земской управы.
Там были высокие потолки, массивные двери, широкая деревянная лестница с резными перилами. Новую школу в селе построили только в конце 80-х.
Здание «большой» школы.
В расписании появились новые предметы: русский язык, русская литература, алгебра, геометрия, история, география, физика, химия, биология, иностранный язык, черчение.
Очень запомнились уроки по трудовому обучению. Почему-то девочек не учили рукоделию или ведению домашнего хозяйства. Мы вместе с мальчишками ходили в столярную мастерскую, учились строгать, пилить, мастерить поделки из дерева.
Помню, к концу 8 класса я собственноручно сделала деревянный табурет – своего рода выпускную работу. Конечно, в жизни мне это никогда не пригодилось. Учиться шить и готовить пришлось самостоятельно.
А еще на уроках труда нас посылали копать школьный огород, делать генеральную уборку в классе.
Мое первое свидетельство об образовании.
Мы – старшеклассники: чему учили в 9-10 классе
В девятый класс перешли не все мои одноклассники. Некоторые после восьмого ушли в училища получать рабочие профессии.
На последнем уроке, 1972 год.
В старших классах предметы чуть видоизменились: появились алгебра с элементарными функциями, история СССР, всеобщая история, обществоведение, у мальчиков — начальная военная подготовка.
Основное время на уроках посвящалось повторению уже изученного, подготовке к выпускным экзаменам.
На протяжении всего периода обучения мы работали во время каникул: заготавливали веточный корм для скота, убирали картофель на полях и зерно на току, собирали лекарственные травы.
Может быть поэтому почти половина ребят в последствии остались жить и работать в селе.
Выпускной 10-й класс, 1972 год.
Что касается качества обучения, думаю, оно было очень неплохим. Из 19 выпускников класса пятеро поступили в вузы, девять человек – в техникумы. Это является доказательством того, что советская школа давала прочные знания.
А что вы думаете по этому поводу? Как вы считаете, советское образование было лучше или хуже современного?