Ходила сегодня выбирать себе новый парфюм, в магазине было такое разнообразие, что голова закружилась. А ведь, оказывается, так было не всегда.
Решила поинтересоваться у своей мамы, какой парфюм был в тренде в годы её молодости? Мама улыбнулась загадочно и сказала: «Ну конечно же, «Красная Москва»! Французская «Шанель» на советский лад».
Такой ответ меня заинтриговал, и я решила разобраться, что к чему. Давайте окунёмся в историю и подсмотрим за созданием двух самых популярных за всё время ароматов.
Кто создал Красную Москву
Спросите, есть ли хоть одна женщина, выросшая в Советском Союзе и не знающая о духах «Красная Москва»? Ответ однозначный: нет. А вот тайны его создания известны далеко не всем.
Попытаемся разобраться, какие секреты скрывает легендарный парфюм.
Идея ароматной композиции принадлежит французскому парфюмеру энного поколения Генриху Брокару. Он вместе с женой прославился не только производством туалетной воды и косметического мыла, но и умением «впаривать» свою продукцию.
«Брокаръ и Ко» стремились заполучить императорское расположение. А духи стали в этом главным козырем. Так, нежный, но резкий и стойкий аромат был преподнесён императрице Марии Фёдорове (матушке Николая Второго) в качестве подарка.
Духи настолько понравились во дворце, что отныне «Брокаръ и Ко» становятся официальными поставщиками при императорском дворце. А сам парфюм получил название «Любимый букет императрицы».
Но грянули серьёзные перемены. Сначала старик-Брокар покинул этот мир. Унаследовавшая производство вдова, поставила у руля главного парфюмера, Августа-Мишеля. А позднее к власти под красным знаменем пришли большевики.
Август-Мишель не растерялся. Мигрировать в родную Францию он не мог (русские корни жены, да и насиженное местечко оставлять не хотелось).
А вот переименовать компанию в «Новую зарю», а главные духи в «Красную Москву» оказалось мудрым решением.
А кто создал Шанель №5
К началу 20-х годов великая Коко Шанель задумала создать свой первый женский парфюм. Он должен был полностью соответствовать вкусу и моде, заданными этой невероятной женщиной.
Святую миссию она поручила Эрнесту Бо, бывшему некогда парфюмером Романовского двора.
Бо постарался на славу. В составе первой Шанели было около 80 ингредиентов. Но всё же с окончательной версией аромата парфюмеру долго не удавалось определиться.
Тогда он подготовил флаконы с нумерацией от 1 до 5 и от 20 до 24. Ароматы в каждом имели одинаковые составляющие, но в разных количествах. Судьбоносное решение приняла Коко.
Именно флакон под пятым номером совпадал с её представлением о запахе идеальной женщины. Вот она, Шанель №5.
Интересный факт! Родителем «Красной Москвы» считается француз Генрих Брокар. Тогда как «Шанель №5» создал Эрнест Бо, долгое время живший и обучившийся парфюмерному мастерству в России.
Действительно ли у них похожий аромат
Подошло время сравнить две легенды, два эталона эпохи. Сказать, что парфюмы не перекликаются – душой покривить. Действительно, сходство есть, да ещё и какое. В чём же тут дело? Давайте разберёмся вместе. Сначала состав:
Вот такие совпадения. А если учесть, что в то время были преимущественно однотонные ароматы, такие попадания случайными не назовёшь.
Теперь пора вспомнить, где работал Эрнест Эдуардович Бо до революции? А работал он в Москве, где, вполне возможно, его рецепт был подсмотрен.
Скопировали ли Красную Москву с Шанель
А сейчас хочу ответить на главный вопрос: является ли «Красная Москва» плагиатом «Шанели №5»? Я не вправе менять историю своими догадками, однако, некоторые выводы напрашиваются сами по себе.
Итак, мое мнение:
- Создатели этой парфюмерии некоторое время работали в одном цеху.
- «Красная Москва» появилась на свет раньше, однако это не доказывает, что и её рецепт возник раньше. Что, если состав «Москвы» был черновиком будущей «Шанели»?
- Парфюмерное производство в Союзе было крайне неразвито. Пределом всех мечтаний советской дамы был «Ландыш серебристый» и «Белая сирень». Поэтому появление на советском рынке взрывного парфюма, такого как «Красная Москва», ставит под сомнение случайное возникновение рецепта.
Вот такие мысли навеяли прекрасные запахи французской и российской классики. Мне кажется, их создание тесно связано, но это только мои предположения.
А что вы думаете по этому поводу? Может, как раз, наоборот, «Шанель» — это плагиат «Красной Москвы»?