В Бурятии, спустя полтора года биологические родители вспомнили о брошенном, как мусор, младенце и пытаются отсудить его у опекунов, сообщает Номер Один.
Эта история началась летом прошлого года. Жительница села Алужино, будучи беременной, всячески скрывала от всех, что она в положении. На учет вставать не собиралась, живот стягивала чем могла до самого последнего момента. В день родов женщина и не подумала обращаться за помощью к медикам. Она вооружилась ножницами для обрезания пуповины и в пять утра сама родила девочку. Новорожденного младенца горе-мать запихала в полиэтиленовый пакет и выкинула в яму на окраине деревни. После чего спокойно пошла домой спать.
Тяга к жизни
Девочка родилась весом в 4 килограмма. Но шанс выжить даже у здорового младенца, лежащего на дне песочной ямы холодным августовским утром, ничтожно мал. Однако девочка оказалась сильной, она барахталась в пакете и смогла самостоятельно наполовину вылезти из него. Теперь она смогла дышать и плакать. Крики младенца, больше похожие на тихое мяуканье, никто не слышал. Да и кто будет бродить по окраине деревни в 5-6 утра? Но ребенок продолжала звать на помощь.
Спасло новорожденного младенца чудо. В это время недалеко пас стадо коров пастух, мужчина случайно услышал необычные звуки и пошел на них. Вскоре он обнаружил в яме сверток, почти вылезшую из пакета девочку, всю в песке и замерзшую.
В больницу девочку привезли с 60 % обморожением тела. Песок был повсюду — во рту, ушах, глазах несчастного ребенка. 16 дней ребенок пробыл в реанимации.
Но вновь произошло чудо. Девочку вылечили. Спустя 2 недели ее жизни и здоровью больше ничего не угрожало. Разве что ее будущее представлялось печальным. Понятно, что выкинутую, словно мусор, девочку дома никто не ждал. Очевидно, что скорее всего, ее ожидала жизнь в стенах детского дома, среди сотен других таких же брошенных сироток. Врачи, по обыкновению, уже сами дали имя девочке. Кто-то придумал имя, кто-то отчество и фамилию. В свидетельстве о рождении написали именно это вымышленное имя.
Так появилась на свет маленькая Урбанова Арюна Геннадьевна. Однако и тут судьба распорядилась неожиданно благосклонно. Уже спустя 18 дней после рождения сирота обрела любящую мать.
«Это наше счастье»
Баира и Зоригто Шойжилжаповы в браке уже 8 лет. Баира по медицинским показаниям не может иметь детей. Но молодая пара не отчаивалась и решила, что они все равно обязательно станут родителями. Все документы были уже готовы, когда супруги случайно узнали о существовании подкидыша из села Алужино.
— У нас там у мужа сестра живет рядом, в деревне Каха. И она увидела в районной газете маленькую заметку о том, что младенец ищет родителей или опекунов. Она рассказала нам, а мы сразу с пакетом документом поехали туда. Мы не знали всей истории в подробностях, просто решили, что именно этот ребенок будет нашим. Можно сказать, сердце подсказало, — вспоминает события полуторагодовалой давности Баира.
Готовясь ехать за младенцем, супруги сразу решили, что назовут девочку Арюной. В честь подруги семьи, которая когда-то и посоветовала им усыновить ребеночка. Каково же было удивление будущих родителей, когда они узнали, что их малышку уже и так назвали тем именем, о котором они мечтали!
Из-за того, что плод весь срок вынашивания сдавливали, у девочки были проблемы с глазками, но и это не помешало молодой паре полюбить ребенка с первого взгляда. Девочке не было еще и месяца от роду, когда она появилась в своем новом доме, в Иволгинском районе.
— С появлением Арюны в семье наша жизнь изменилась. Вот оно наше счастье приехало! Она у нас девочка-рекордсмен. В два месяца уже первый зубик появился. В три месяца мы уже начали переворачиваться, а в четыре поползли. В общем, каждый раз удивляет чем-то, смешит. Она стала всеобщей любимицей. Бабушки, дедушки, все родственники ее просто обожают, — рассказывает Баира.
Во время беседы с журналистом Арюна не отходит от мамы ни на шаг. С любопытством разглядывает незнакомых людей, но не забывает крепко-крепко держаться за руку Баиры. Попытка мамы на минутку передать ребенка папе чуть было не закончилась плачевно. Арюна заплакала и потянула ручки к уходящей Баире. Игрушки на время отвлекли девочку, но только когда мама вернулась, девочка окончательно успокоилась и снова стала широко улыбаться и гулить.
Баира и Зоригто ребенка взяли под опеку и готовились удочерить. Хотя за полтора года девочка и так уже давно стала фактически членом их семьи и родной дочерью. Даже в страшном сне Баира не могла подумать, что когда-нибудь кто-нибудь захочет отобрать у нее ее ребенка. Но кошмар наяву произошел.
Вернуть ради денег?
Биологические родители вдруг решили забрать девочку себе. Полтора года они не изъявляли никакого желания увидеть свою дочь, пообщаться с ней, познакомиться с ее опекунами. Зато подали в суд исковое заявление с требованием вернуть ребенка им. Для чего замужняя женщина, уже имеющая двоих детей, прибегала к 9-месячной конспирации, а затем и к такому ужасающему по аморальности поступку – до сей поры непонятно.
Самое удивительное, семья вовсе не относится к категории неблагополучных. Муж этой женщины работает в УФСИН, вместе они много лет. Женщина 1987 года рождения уже имела на тот момент двоих детей, еще одну девочку она родила следом за Арюной.
— Когда возбуждалось уголовное дело в отношении нее, то она так и написала в объяснительной, что, мол, в 2 часа ночи заболел живот, в пять я родила. Завернула в пакет и выбросила. Легла спать. Когда проснулась в 10 утра, то даже об этом не вспоминала и не думала. Как вы думаете, может стать такой человек хорошей матерью? – спрашивает Баира.
Матери-кукушке присудили за жестокое обращение с ребенком 2 года условно. Но тут же амнистировали из-за того, что у женщины трое детей.
— Когда уголовное дело над матерью закончилось, они пришли с заявлением, что хотят исправиться, ребенка забрать. Но если б у них такие родительские чувства проснулись, они бы, наверное, интересовались ребенком и раньше. Мы не прятались, не скрывались. Все телефоны у них были. Адрес тоже. Пожалуйста, приезжайте, смотрите, как ребенок развивается, растет. Но никто девочкой не интересовался, — недоумевает Баира.
То есть биологическая мама видела ребенка только единожды – в тот момент, когда произвела ее на свет и выбрасывала в яму умирать. Еще один странный факт – на всех судах слово держит за «мать» девочки ее супруг, биологический отец Арюны. Сама биологическая мать всегда молчит и никакого особого желания что-то отстаивать не показывает.
Смущает Баиру и Зоригто тот факт, что вернуть девочку биологические родители захотели именно в тот момент, когда сотруднику УФСИН (биологическому отцу Арюны) вот-вот должны предоставить жилье.
— В апреле у него будет выслуга — 10 лет. Он на последнем суде так и сказал, что нам дадут квартиру. Как мы потом узнали, там по правилам выдают либо на каждого члена семьи по 850 тысяч рублей, либо на каждого члена семьи полагается по 20 квадратных метров. Нам кажется, что только из-за этого они хотят забрать ребенка, — предполагает Баира.
Кстати, в какой-то момент биологический отец был готов заключить мировую, если новые родители оплатят все его расходы, судебные издержки. Однако спустя месяц вновь передумал.
«Ребенка изъять»
В Иволгинском и Верховном суде было решено исковые требования биологических родителей удовлетворить. Ни факт жестокого обращения с ребенком, ни то, что ребенок мог погибнуть по вине своей родной мамы, ни то, что по сей день никто из кровных родственников не интересуется жизнью малышки, — все это в расчет не берется.
— Например, в Иволгинском суде нам так и заявили: «Если даже к Астахову обратитесь, то он тоже будет на стороне биологических родителей», — рассказывает Баира.
Однако местный детский омбудсмен Татьяна Вежевич встала на сторону опекунов и сейчас держит это дело под личным контролем. Компетентные юристы, с которыми опекуны познакомились по совету Вежевич, считают, что биологической маме не только нельзя отдавать девочку, но и необходимо первым делом лишить ее родительских прав.
— Как объясняют юристы, жестокое обращение с ребенком – это уже лишение родительских прав. Если бы женщина родила дочь в больнице, а потом отказалась от нее, но все-таки впоследствии одумалась, — это одно дело. В данном случае ситуация была совсем другой. Было жестокое обращение с ребенком, в результате чего девочка могла погибнуть, — говорит Баира.
Как бы то ни было, опекуны намерены бороться за свою девочку до конца.
— Своего жилья у биологических родителей нет. Но самое главное другое – их старшие двое детей живут с бабушкой, а не с родителями. Когда на суде биологического папу спросили, куда вы увезете ребенка, он честно признался, что отдаст девочку бабушке и там же ее отдадут в детский садик. Сами посудите, нужна ли им Арюна? Мы дочку отдавать в садик пока не собирались, она же еще очень маленькая! Это наша девочка и мы, если надо, дойдем до Москвы, но никому нашу доченьку не отдадим! — уверяет Баира.
Телекомпани НТВ также осветила эту проблему, дав слово как приемным, так и биологическим родителям девочки. Российский уполномоченный по правам человека Павел Астахов принял сторону приемных родителей.