В Бурятии ради судьбы Байкала встретились депутаты, экологи и политики

pixabay.com

egov-buryatia.ru

egov-buryatia.ru

Комитет по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы РФ в субботу, 30 марта провел круглый стол на тему «Проблемы правового регулирования охраны озера Байкал» на территории Байкальского государственного природного биосферного заповедника в поселке Танхой Республики Бурятия. Об этом сообщает пресс-служба правительства РБ.

Участники совещания предметно обсуждали подготовленные министерством природных ресурсов корректировки ведомственного приказа №63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал».

Как разъяснило позицию министерство природных ресурсов и экологии в своем пресс-релизе в четверг, предложения по корректировке научно обоснованы, а также позволят качественно улучшить показатели сточных вод на Байкальской природной территории. На сегодняшний день нет доступных технологий, которые позволят качество стоков довести до уровня, соответствующего требованиям приказа №63, говорят в федеральном ведомстве. При этом корректировка приказа ужесточается часть требований, в частности, параметры по содержанию свинца, алюминия и фенолов.

Речь идет не об ухудшении положения дел со стоками на Байкале, а о том — очищать их или не очищать. Позиция бурятских ученых заключается в том, что если сохранить приказ №63 в нынешнем виде, в Байкал по-прежнему продолжат стекать неочищенные стоки, а власти не смогут построить очистные ввиду отсутствия доступных технологий. По итогам круглого стола стало понятно, что в параметрах нового приказа №63 дискуссионными остаются 4-5 позиций, обсуждения продолжатся 10-11 апреля в Новосибирске.

«ПО КАКИМ-ТО ПАРАМЕТРАМ СМЯГЧИЛИ НОРМЫ, ПО КАКИМ-ТО – УЖЕСТОЧИЛИ»

Ендон Жамьянович Гармаев, директор БИП СО РАН, зав. лабораторией геоэкологии, д.г.н., проф. РАН: 

— Приказ минприроды России №63 был принят в 2010 году с очень жесткими нормативными ограничениями для сбросов очистных вод. Эти требования сегодня современные технологии очистных сооружений выполнить не могут. Почему остались неосвоенными большие средства в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал», социально-экономического развития Байкальской природной территории? Потому что нет сегодня таких технологий, которые позволили бы построить на Байкальской природной территории очистные. И сегодня разговор идёт о смягчении некоторых параметров, которые технологии не могут позволить выполнить.

Да, есть сегодня в мире высокие технологии. Метод обратного осмоса, который может позволить очистить практически до дистиллированной воды. Эту практику мы видим в городе Сингапур, там из очистных сооружений после процедуры очищения вода повторно используется, поскольку там всё завозное. Но это очень дорогостоящее мероприятие. Если мы даже найдём деньги и построим, это дорогостоящее сооружение сильно ударит по карману населения. Единица водоотведения увеличится на порядок. За один кубический метр водоотведения использованной воды плата может вырасти в 9-10 раз, при этом без гарантии достижения параметров 63-го приказа.

Считаю, что надо найти золотую середину, и статья 14 ФЗ «Об охране озера Байкал» не то что предусматривает, обязывает ежегодный пересмотр нормативных актов предельно допустимых воздействий на основе научных исследований. 

Байкальский институт природопользования все эти работы провёл на конкурсной основе. Любой желающий институт, в том числе Лимнологический институт мог принять участие и проводить работу. Мы в течение пяти лет проводили эту работу ежегодно, к этому обязывает ФЗ. И предлагаем сегодня крайний вариант, который в 2018 году взят за основу корректировки приказа №63. 

Мы должны двигаться вперёд, наши выводы не окончательные, мы не претендуем на истину в последней инстанции. Это хорошо, что есть неравнодушные – мы готовы объяснять, почему мы на это идём. Вы знаете, с каким трудом принимался федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Сперва он стартовал в 2016 году, проект назывался «Байкал – великое озеро Великой страны», потом он форматировался в «Уникальный Байкал» в силу разных причин. И в итоге мы пришли к третьему варианту — «Сохранение озера Байкал». Буквально в конце прошлого года он утвержден, нам дали всего шесть лет. И реально заложены серьёзные финансовые средства.

Мы должны сегодня воспользоваться этой возможностью и построить новые очистные, модернизировать уже имеющиеся. Ради этого в целом сделаны некоторые послабления, но ни в коем случае не нарушая нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. При этом, по каким-то параметрам мы смягчили воздействие на экосистемы Байкала в целом, а по каким-то параметрам – ужесточили. По тем же сульфатам, хлоридам — мы подошли к планке ПДК водных объектов рыбохозяйственного значения, а по остальным предлагается сделать строже. Паниковать я оснований не вижу, — сказал ученый.

«НЕ ВСЕ ВЕЩИ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ФИЗИЧЕСКИ»

Короткова Любовь Александровна, руководитель Енисейского бассейнового водного управления Росводресурсов: 

— В настоящее время осуществляется нормирование в соответствии с приказом №63 и в соответствии с нормативами допустимого воздействия, которые разработаны научным институтом. Научная дискуссия зачастую получала неоднозначный результат. Поэтому дискуссия и в отношении Приказа №63 должна быть обоснованной. Не все вещи можно выполнить физически. К тому же, есть мнение ученых, что если обеспечить стопроцентную грубую очистку, как делали научную работу в четырнадцатом году, то стопроцентная грубая чистка объектов даёт гораздо более высокий результат, чем мы выделим огромные миллиарды на чистку какого-то процента сточных вод.

Глава Бурятии Алексей Цыденов: 

Сейчас минприроды России вынес на рассмотрение проект изменений приказа №63. Те нормы, которые сейчас в Приказе №63 прописаны, — это виртуальные нормы, они не работали никогда и не работают сейчас. Нет ни одних очистных не то, что в России, на Байкале, которые таким образом должны очищать. Конечно, воду можно выпаривать, кипятить и таким образом очищать. Идут инсинуации, что мы пытаемся что-то ухудшить. Но речь ведь идет о виртуальных нормах, которые сейчас не выполняет никто. 

К нам часто звучат претензии о том, что ФЦП «Охрана озера Байкал» за предыдущие шесть лет не была полностью реализована. Я больше скажу: если у нас останется такой Приказ №63, мы и по нацпроекту «Экология» до 2024 года вообще ничего не сделаем. Мы можем прямо сегодня отказаться от абсолютно всех денег, потому что не сможем построить 18 очистных, которые заложены в проекте. 

При этом 94% водосбора Байкала – в Республике Бурятия, в Иркутске – только 6%. В Иркутске Ангара вытекает, и всё. Всё, что втекает в Байкал — это с территории Бурятии. В Бурятии очень остро стоит вопрос – нужно строить очистные. У нас в прибрежной зоне очень много населённых пунктов, которые просто вакуумом выкачивают неочищенные стоки и сливают их в лесу. Но эти виртуальные цифры Приказа №63 связали работу – мы шесть лет ничего не делали и ещё шесть лет не сможем ничего делать.

Я понимаю, что меня сейчас заклюют за такую позицию, но я хоть что-то полезное для Байкала сделаю, если буду настаивать на том, что мы должны строить очистные. И при этом, те меры приказа №63, которые сейчас вынес минприроды России, они в том числе ужесточают текущие требования по таким показателям как алюминий, свинец, фенолы.

Я бы хотел тем, кто вводит людей в заблуждение, преследуя свои цели, пытается людям сказать, что мы не защищаем Байкал, а наоборот вводим что-то плохое, посмотреть в глаза. А искренне сочувствующим и неравнодушным обратиться с тем, чтобы они проанализировали ситуацию. Мы наоборот хотим построить хорошие очистные, которые защитят Байкал. В противном случае мы продолжим сливать неочищенные стоки. 

Ещё раз хочу сказать, что нам нужно заниматься конкретными делами, конкретно решать задачи по защите Байкала, а не обсуждать виртуальные цифры, которые, как говорил классик «хотели как лучше, а получилось как всегда». Приказ №63 как раз про это – хотели как лучше, но на шесть лет заблокировали работу по строительству очистных. Если не скорректировать, работа будет заблокирована ещё на долгие годы.

Можно, например, еще виртуальный проект ввести — чтоб люди жили до 100 лет, и не лечились, пока не изобретут таблетку, которая излечивает все болезни сразу. Точно также с приказом №63 – вот когда изобретем очистные, которые могут всё это делать, тогда и начнем чистить стоки. Поэтому я прошу поддержки в том, что если мы всё-таки хотим защитить Байкал, надо сейчас строить очистные. 

Бурматов Владимир Владимирович, председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды:

— Ведомственные акты, которые принимает Минприроды, должны учитывать сегодняшние реалии, они должны учитывать необходимость защиты озера Байкал и необходимость развития территории, строительства очистных сооружений и введения их в эксплуатацию. Это очень существенный и серьезный вопрос.

Вчера в Иркутске я говорил об эффективности реализации федеральной целевой программы «Байкал», за неё даже «двойку» поставить нельзя федеральным органом исполнительной власти, которые отвечают за реализацию. Там «единица» максимум. По данным Счетной палаты, там только 10% объектов имеют какое-то непосредственное отношение к озеру Байкал. Вот из этого надо исходить. И те постановления или проекты приказов, о которых сейчас дискутируют, должны обсуждаться на уровне научного сообщества. И когда мы проводим такие мероприятия, где обсуждают стратегические вопросы, озвучивают темы, сколько солей должно содержаться в кубометре воды, на мой взгляд, должны обсуждаться на уровне институтов Российской академии наук, и ученые должны прийти к общему знаменателю. Если уж у политиков получается прийти к общему знаменателю, то им должно быть ещё проще. Надо черту подводить, некий баланс в этих решениях находить, а органы исполнительной власти должны уже действовать исходя из закона.

Есть конструктивные предложения в нашем сегодняшнем обсуждении, с ними мы выходим в Новосибирске на обсуждение 10-11 апреля. Я с министром проговорю с позиции того, что звучат разные точки зрения, и они должны быть услышаны, потому что на на портале нормативно-правовых актов заканчивается обсуждение 4 апреля. Неделя ничего не поменяет, для того чтобы бы инкорпорировать те предложения, которые прозвучали на заседании. 4-5 позиций являются дискуссионными. То, что дискуссия инициирована – хорошо, что поздно – плохо, но лучше поздно, чем никогда.

ПОЗИЦИЯ МИНПРИРОДЫ РОССИИ

«Новые нормативы основаны на научных исследованиях, отвечающих современным требованиям в области очистки сточных вод, а также учитывают социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории», — сообщила пресс-служба Минприроды России 28 марта.

«Необходимость внесения изменений в Приказ 63 вызвана тем, что действующие нормативы допустимого содержания веществ в сточных водах разработаны без учета практической достижимости данных нормативов, а также природного фона, который в ряде случаев превышает нормативы. Подобная ситуация приводит к неоправданно высоким затратам на строительство и эксплуатацию очистных сооружений в пределах Байкальской природной территории и, таким образом, является причиной роста тарифной нагрузки на население региона и неэффективного расходования бюджетных средств. 
Принятие проекта приказа в предложенной редакции позволит выполнить показатели, установленные федеральным проектом «Сохранение озера Байкал» в части строительства очистных сооружений и качественно улучшить показатели сточных вод на Байкальской природной территории», — говорится в пояснительной записке к проекту приказа, опубликованному на портале нормативно-правовых актов regulation.gov.

В 2018 году Байкальским институтом природопользования Сибирского отделения Российской академии наук (далее — БИП СО РАН) была проведена работа по исследованию негативного воздействия выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ на БПТ, результаты которой легли в основу проекта приказа Минприроды России о внесении изменений в Приказ № 63 в части обновления показателей.

19 марта 2019 г. в Минприроды России состоялось заседание секции Государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Научно-технического совета Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Секция НТС) по рассмотрению указанной НИР, подготовленной БИП СО РАН. В заседании НТС приняли участие представители органов власти субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории, научного сообщества, а также ведущих компаний на российском рынке в области промышленной водоподготовки и очистки стоков.

В ходе встречи участники заседания поддержали необходимость пересмотра нормативов, а также подход по их утверждению, основанный на использовании результатов научных исследований.

Дополнительно сообщается, что решение по внесению изменений в приказ № 63, окажет значительное влияние на эффективность и даже возможность реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал» национального проекта «Экология».

Предусмотренные приказом требования к очистке сточных вод найдут отражение в применении наилучших доступных технологий при модернизации существующих, а также строительстве новых очистных сооружений на Байкальской природной территории», — отмечают в Минприроды РФ.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector