Феминистка рассказала о проблемах движения в Бурятии

Феминистка рассказала о проблемах движения в Бурятии

Ежедневный молодежный интернет-журнал опубликовал материал о фем-сообществе Улан-Удэ «Я — свобода». Активистка движения под ником «Ася Бурятова» рассказывает о трудностях продвижения ценностей феминизма в Бурятии, затрагивая в своем новом послании Хамбо-ламу Дамбу Аюшеева и мэра Улан-Удэ Александра Голкова. Напомним, выход онлайн «Я — свободы» произошел в начале прошлого года. Оффлайн, в виде баннера на ул. Борсоева, чуть позднее с использованием образом знаменитостей.

Часть посвященная Улан-Удэ приводится полностью.

Республика Бурятия — национальная республика, здесь всё строится на традиционных устоях и семейных ценностях. Я из этнически бурятской семьи, у нас всегда были важны буддийские ценности, оба родителя – верующие, поэтому моё детство было религиозным. Воспитание было исключительно патриархальным, папа говорил «принеси-подай-приготовь», были чётко разделены функции. Отец — добытчик, возвращался с работы и отдыхал, а мама приходила после двух смен в школе и готовила-стирала-убирала, я вместе с ней. Распределение обязанностей тогда казалось нормальным, а сейчас выглядит несправедливо. Осознание пришло достаточно поздно, я уже стала студенткой и только тогда подумала: возможно, что-то неправильно. Хотя конечно, первой весточкой была смена в детском лагере на Дальнем Востоке. Помню, как впервые увидела, насколько отличаются от меня остальные дети, как по-другому они мыслят даже ребята из моего отряда. 

Около 5 лет назад родители и родственники начали задавать вопросы: ну что, а как замуж? ты уже определилась? кто за тобой ухаживает? уже нужно родить ребёнка, детородный возраст-то небольшой, ты же понимаешь? Сейчас мне 25, я не замужем и на меня косо смотрят родственники. Окружающие лезут с советами: может, нужно что-то изменить в своей жизни? каблуки надень, косметику используй, волосы отрасти? Будь более женственной! Смешно. 

Последнее время у нас, и в российском обществе в целом, наблюдаются «пропаганда “традиционных ценностей”», возникают дискуссии о возобновлении традиции многоженства. До прихода буддизма буряты заводили сразу несколько супруг, были огромные семьи. Но это далеко в прошлом и с нашей реальностью никак не связано. Не знаю, кто инициатор этих обсуждений, но люди подключаются, всерьёз говорят о «возврате к корням». Кроме того, у нас идёт активная кампания против абортов — широкая общественность приравнивают их к убийству. За запрет выступает не только православная церковь, но и буддийская сангха. 

Мэру Улан-Удэ когда-то задали вопрос: «Какие три вещи вы возьмёте на необитаемый остров?» Ответ был следующим: «Женщину, хоть это и не предмет, а также воду и радиоприёмник». Пандито Хамбо-лама, наш буддийский лидер, говорит: «Как определить женщину? Есть умные и есть дуры. Умные всегда замужем». И другая цитата. «При всём уважении к женщинам, они не в состоянии постичь буддийскую философию». Эти высказывания лишь помогли мне утвердиться, что религия — всего лишь инструмент влияния.  

Быть феминисткой в Бурятии сегодня непросто. Тебя вряд ли побьют на улице, но общественному осуждению подвергнут точно. Улан-Удэ — город маленький и тесный, здесь господствует клановость, все друг друга знают, устроиться на работу можно только по знакомству (ударение на У). Развиваться невозможно, если ты не родственник или знакомый известного человека. В отличие от других российских феминисток, мне фактически нельзя заявлять открыто о своих фем-взглядах. Я работаю в госучреждении и точно потеряю работу из-за своей позиции — такая же ситуация у всех девочек, с которыми мы делаем паблик. 

Мы очень любим Беллу Рапопорт, она для нас олицетворение той смелой девушки, которая не боится выражать свои мысли открыто, в отличие от нас. 

Когда мы только-только появились, в местных СМИ стали предполагать, что мы финансируемся Госдепом США — мол, откуда у нас деньги, чтобы создать паблик в ВК? Тогда в январе буквально за одну неделю появилось сразу три материала (для Улан-Удэ это буквально информационный бум) с вопросом: «Кто же они, эти загадочные феминистки?» Комментарии к новостям были реально мизогинными: эти феминистки наверняка страшные, у них мужиков нет, где ваше женское начало, вы все лесбиянки. Представляете, если бы мы выступили публично, сколько личного негатива было бы пролито на нас и на членов нашей семьи? 

Мы создавали паблик как интерсекциональные феминистки. Каждая админка пришла к феминизму благодаря своему персональному опыту: у кого-то что-то в семье, кто-то на работе столкнулся с несправедливостью, со стеклянным потолком. Мы выбрали несколько тем, которые хочется развивать — свобода репродуктивного выбора, трудовое равноправие, борьба с насилием в семье.  

Мы выкладываем в паблике наши интервью с девушками про-фем взглядов. Одна из наших героинь решила создать кризисный центр для помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, столкнувшихся с насилием. С такими центрами в регионе беда — их практически нет. Мы прозвонили все организации, которые удалось найти в интернете, и оказалось, что у большинства не работают телефоны, кроме одной полуправославной организации. Ей оказалась общага, куда можно попасть, добыв кучу справок — не каждая может обратиться за помощью. Кроме того, у этой организации есть центр в сельской местности, где женщины живут с детьми и работают за еду: ведут огород, ухаживают за скотиной. При этом у этого центра налажены связи с журналистами, они часто устраивают пресс-туры, возят в эту деревню представителей СМИ и показывают какие они молодцы, какие довольные девушки там сидят. 

Сейчас у нас чуть больше 600 подписчиц, большая часть — не местные. Мы ищем сторонниц из Улан-Удэ, из Бурятии, из соседних регионов, чтобы объединяться и работать вместе. Пока мы мыслим себя только виртуальном пространстве, но, конечно, есть планы и мечты, связанные с оффлайн-фемпроектами. Мы хотим популяризировать сущность феминизма для широкой публики в нашем регионе.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector