Послание Наговицына Народному Хуралу Бурятии

egov-buryatia.ru

На состоявшейся 21 апреля сессии Народного Хурала Бурятии, Вячеслав Наговицын выступил с посланием к депутатам. Отметим, на этой сессии депутаты снизили на 40% доплаты к ВИП-пенсиям.

Послание приводится полностью по информации пресс-службы Правительства.

«2015 год был тяжелым годом, насыщенным серьезными политическими и экономическими событиями. Украина, Сирия, Турция, Египет, страны ЕС, США, Канада – вот не полный перечень стран, с которыми у России кардинально поменялись взаимоотношения. Падение цены на нефть, девальвация рубля, экономические санкции коренным образом изменили товарные потоки на мировом рынке кооперации. Изменилась экономическая ситуация в России в целом, и в Бурятии в частности. 

Несмотря на это, благодаря экспортно- ориентированным предприятиям в целом нам удалось сохранить экономическую стабильность по большинству экономических показателей. Вместе с тем, жители республики ощутили на себе все последствия кризиса. А это — рост безработицы, сокращение инвестиций, высокая инфляция и как результат снижение реального уровня заработной платы и сокращение потребительского спроса. Сегодня уже понятно, что кризис, который пришел в нашу страну, будет иметь затяжной характер и справиться с ним будет непросто. 

Поэтому, определяя задачи на 2016 и 2017 годы, мы должны говорить в первую очередь об антикризисных мерах – мерах, которые позволят сгладить или преодолеть те или иные кризисные явления. 

Если говорить об экономике, то Правительству следует направить свои основные усилия на сохранение предприятий, рост производительности труда на них, на повышение эффективности и конкурентоспособности. Это, безусловно, приведет к некоторому высвобождению численности работающих, но не такому обвальному, как скажем, при закрытии предприятия. Нам надо быть готовыми дать людям новую работу и, если понадобится, переобучить их за счет средств государства. Республике нужна комплексная программа поддержки занятости населения. В 2016 и 2017 годах все средства поддержки предпринимательства должны быть в первую очередь ориентированы на создание новых рабочих мест. Нам необходимо усилить работу по самозанятости населения, значительно нарастить количество рабочих мест на общественных работах и по временной занятости на крупных предприятиях. 

Важно в этот период не допустить роста задолженности по заработной плате. Для этого необходимо усилить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организовать работу «телефонов доверия», вести серьезную разъяснительную работу в СМИ о порядке защиты своих интересов работающими, а также об ответственности работодателей. Направить на решение этой проблемы усилия всех органов власти – правительства, профсоюзов, трудинспекции и прокуратуры. 

В условиях кризиса важная роль отводится сохранению объемов инвестиций. Нам необходимо поменять свое отношение к инвестору, снять все преграды, оградить его от недобросовестных конкурентов, бюрократов и коррупционеров. У нас не должно быть конкуренции среди инвесторов, каждому из них найдется точка приложения своих усилий. 

Нам нельзя упустить наш шанс по привлечению федеральных инвестиций, появившийся в связи с принятием закона о моногородах и территориях опережающего развития. У нас в республике такой статус уже получили п. Селенгинск Кабанского района и г. Закаменск, на подходе — г. Гусиноозерск. Если в п. Селенгинск проект уже «упакован», то в Закаменске и Гусиноозерске эту работу надо серьезно развернуть в 2016 году. 

Республика должна максимально использовать возможности, которые нам предоставляют федеральные целевые программы и федеральные госпрограммы. В 2016 году мы уже вошли в 20 федеральных целевых программ и 16 госпрограмм, по которым в республику должны поступить 6 млрд. рублей, но потенциал не исчерпан. Мы можем поучаствовать еще в 9 госпрограммах и 2 федеральных целевых программах при обеспечении соответствующего софинансирования. Неплохие результаты в 2015 году показали наши недропользователи, увеличив объем отгруженной продукции на 22 %, вложив 4,5 млрд. рублей инвестиций и увеличив налоговые отчисления на 72 %. 

Правительству надо поддержать инвестиционную активность бурно развивающихся предприятий ОАО «Хиагда» и Разрез Тугнуйский (СУЭК) с учетом того, что в 2016 году мы должны начать разработку нового Никольского месторождения угля на территории Бурятии. Нужно усилить работу с Роснедрами по федеральной программе воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Мы должны воспользоваться своим географическим положением и шансом, который предоставлен в виде девальвации рубля. Мы видим, как изменился товарный поток на границе, как монгольские коммерсанты скупают у нас товары и вывозят в свою страну, но эти процессы пока хаотичны и не имеют системного характера. Нам нужны серьезные логистические центры, выход на монгольский и китайский рынки. Сегодня мы можем поставить конкурентные по цене и качеству товары, и зарабатывать не только на своих товарах, но и товарах российских производителей. 

Кризис подтолкнул Россию на локализацию своей экономики. Федеральная поддержка импортозамещения зарождающихся промышленных кластеров, индустриальных парков открывает новые возможности для развития промышленности Бурятии. Правительству необходимо определиться с географией промышленных кластеров и индустриальных парков, разработать программы и представить их на конкурсный отбор для получения поддержки из федерального центра. Также необходимо продолжить работу по освоению импортозамещающей продукции. 

Важную стабилизирующую роль в кризис играют малые и средние предприятия. Они в силу своих небольших масштабов быстро адаптируются к любой внешней среде. Нам не надо бояться менять формы поддержки, перераспределять уже предусмотренные в бюджете средства, более эффективно использовать возможности гарантийного фонда, налоговых каникул. Надо усилить работу по самозанятости, упростить процедуру регистрации и оказания помощи предпринимателю через «одно окно» в подразделениях МФЦ РБ. 

Необходимо обратить особое внимание на зарождающуюся IT-отрасль – малозатратную по инвестициям, но весьма эффективную и уже доказавшую свою жизнеспособность в Бурятии. 

Важную стабилизирующую роль в экономике в 2016 и 2017 годах будет играть лесная отрасль, продукция которой преимущественно ориентирована на экспорт. Здесь очень важно поддержать не только новых инвесторов, но и помочь восстановлению финансовой устойчивости Селенгинского ЦКК. Нам очень важно ориентировать лесоперерабатывающие предприятия на глубокую переработку, обеспечить сбалансированность объема переработки и заготовки с выданной расчетной лесосекой и обеспечить максимальную эффективность при использовании этого возобновляемого ресурса. 

Особое внимание должно быть уделено сохранению леса. В 2016 — 2018 годах надо решить проблемы полного лесопатологического обследования горельников, сплошных рубок в Центральной экологической зоне для расчистки горельников и строительства минерализованных полос вокруг населенных пунктов. Подготовить и направить в Государственную Думу Российской Федерации наши законодательные инициативы в части введения ответственности за нарушения режимов пожарной безопасности, установления нормативов на переданные субъектам полномочия, изменения методики распределения средств по осуществлению переданных полномочий по охране леса. Также законодательно не урегулированы взаимоотношения различных структур при ликвидации ЧС в лесах. Особенно остро в части регулирования стоит вопрос по торфяным пожарам. 

Считаю, что мы как заинтересованная сторона могли бы стать генераторами законодательных инициатив. Большую стабилизирующую роль экономики Республики в сложившихся современных политических и экономических условиях будет играть туристическая отрасль. В связи с событиями, произошедшими в Турции, Тунисе и Египте, в России начал бурно развиваться внутренний туризм, а также увеличился поток иностранных туристов. За последние 8 лет туристический поток в Бурятии вырос в 4,3 раза и составил в 2015 г. 990 тыс. посещений. В 2016 году мы превысим планку в 1 млн. туристов и это далеко не предел. Для инвесторов открываются огромные возможности: Байкал, буддизм, самобытная культура и история Бурятии – это наши главные конкурентные преимущества. 

Туризм дает большое количество рабочих мест. Только одно созданное спальное место для туриста дает работу 3 местным жителям. Это — обслуживание номеров, питание, транспортное обслуживание, производство сувениров, в которых задействованы сельчане, артисты, экскурсоводы и т.д. В республике создана необходимая инфраструктура для развития «Байкальской гавани», строятся 4 автотуристичеких кластера, развиваются туристические зоны в Тункинской долине и Подлеморье Кабанского района. Задача органов власти на 2016-2017 гг. — завершить процесс передачи федеральных полномочий Бурятии по «Байкальской гавани» и продолжить реализацию проекта, завершить строительство 4 автотуристических кластеров. Запустить в работу 4 новых кластера «Байкал Старовер», «На Великом чайном пути» и в г. Улан-Удэ — «Верхнеудинск Купеческий» и «Верхняя Березовка». 

Отдельная не менее важная задача стоит и перед нашими муниципалитетами по развитию сельского туризма, набирающего силу во всем мире. Необходимо продолжить работу по обустройству смотровых площадок, мест поклонения, аршанов. В 2016 г. необходимо сформировать 2-е инвестиционные площадки на термальных источниках и представить их инвесторам. Важное место в антикризисных планах занимает сельское хозяйство. 

Сегодня, когда Правительством России путем встречных продуктовых санкций расчищен от импортных продуктов внутренний потребительский рынок, нам грех не воспользоваться этим и не занять эту нишу нашими продуктами. Нам необходимо переходить от традиционных форм поддержки селян на новые формы сотрудничества «деньги в обмен на обязательства». Мы должны стать партнерами с фермерами и в соглашениях указывать объемы производства и реализации продукции. 

В республике должна возродиться потребительская кооперация в каждом районе. Также нужно завершить ревизию земель. У нас 640 тыс. га великолепной пахотной земли не вовлечено в оборот. Мы с вами должны поднять ответственность за бесхозяйственность и пренебрежение к нашему богатству. У глав поселений должна появиться ответственность за безработицу. Как можно на селе жить на пособия и ничего не делать, имея под ногами такое богатство? Надо раздать землю людям, дать семена, помочь обработать почву, получить первый урожай, оказать поддержку и процесс пойдет. У нас масса различных форм поддержки сельского жителя: социальный контракт (корова для начала), самозанятость, поддержка овцеводства, мясного и молочного животноводства, поддержка предпринимательства — 21 вид поддержки. Нет только задачи и ответственности на уровне поселений и районов. Значит, надо сформировать необходимые правила. 

Я поручаю эту задачу нашему новому зампреду по развитию АПК и прошу подключиться к этой работе Комитет по аграрной политике и земельным отношениям Народного Хурала Бурятии. Особое внимание Правительству необходимо обратить на создание условий для привлечения инвестиций в молочное производство, производство мяса птицы и яйца, именно этими продуктами мы сегодня себя не обеспечиваем. Это очень важные направления, которые должны заместить на прилавках магазинов привозные продукты нашими местными и сократить объем вывозимых средств из республики. Прошу также обратить внимание на сохранение выращенной селянами продукции, нам необходимы современные высокотехнологичные хранилища, страхование урожая, снижение рисков и переход на мелиорированные земли с использованием новых технологий капельного орошения. 

Сложившаяся экономическая ситуация требует серьезно поменять подходы к подготовке кадров. Система подготовки кадров в отрыве от изменяющейся структуры валового регионального продукта уходит в прошлое. Сегодня у современной экономики совсем другие требования. Работодателю нужен готовый работник, который может встать на рабочее место и с первого дня выдавать качественную продукцию в соответствующих объемах. 

Для этого нам необходимо в ближайшие год-два полностью поменять систему подготовки кадров. Образовательный процесс должен начинаться с рождения ребенка и продолжаться всю жизнь. Правительству необходимо уже в 2016 году определиться с формой образовательного округа. Образовательный округ должен объединить в себе все структуры, работающие с ребенком — это детский сад, здравоохранение, комиссия по делам несовершеннолетних, участковый, школа, дополнительное образование. В пределах школьного округа соответствующие структуры должны вести ребенка и развивать его лучшие индивидуальные качества так, чтобы к концу учебы у ребенка не возникал вопрос: кем быть. Следующая ступень образования — это ресурсный центр и дуальная подготовка рабочих кадров. 

Правительство должно ежегодно создавать один или два ресурсных центра совместно с работодателями и отдавать их под управление работодателям, оставляя за собой расходы на содержание, оплату персонала, стипендии и содержание сирот. С 2016 г. стартует программа по переводу школ на учебу в одну смену. Нам необходимо максимально эффективно воспользоваться этой программой и решить такие важные задачи как обеспечение всех учащихся спортивными залами, ликвидация очередей в детский сад, ремонт и модернизация школ с целью доведения их до современных требований СанПиНа, а также обеспечение охвата детей дополнительным образованием до 75 процентов. 

В 2016 году необходимо провести реформу финансирования дополнительного образования и закрепить финансирование за получателем услуги, что позволит привлечь частный бизнес в эту сферу услуг, повысить конкуренцию, а значит, и качество. Главная роль особенно в условиях кризиса отводится социальной защите населения. Помочь нуждающемуся — вот главная задача социальной защиты. Переход на адресную поддержку будет приоритетом 2016 года. Правительство должно менять подходы в работе всего социального блока. Главным для всех служб должен стать призыв «Предупреди!». Перенос большей части работы в зону профилактики и реабилитации социально неблагополучных семей будет снижать количество социальных иждивенцев, брошенных детей и престарелых родителей. 

Особую заботу государство проявляет к детям-сиротам. Здесь тоже предстоит серьезная работа. Находясь под опекой государства, дети должны пройти полный курс социальной адаптации. Они должны жить в условиях, приближенных к домашним, и научиться выполнять простые домашние дела – мыть полы, посуду, стирать, готовить, гладить и т.д. На законодательном уровне надо попытаться изменить систему обеспечения жильем детей- сирот и решить эту проблему путем перехода на срочную 5-и летнюю аренду. Для пожилых людей необходимо развивать сеть пансионатов, работающих на условиях частно-государственного партнерства. 

С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон, обязывающий все субъекты до 2020 года обеспечить все социальные и государственные учреждения беспрепятственным доступом ко всем объектам. Правительству надлежит сделать полную ревизию всех учреждений и социальных объектов и разработать программу по устройству пандусов и механизмов подъема, включая в нее как республиканские, так и муниципальные и федеральные учреждения. Еще одна чувствительная тема — это молодежная политика и спорт. 

Многое изменилось со времени Советского Союза. Не стало мощной молодежной организации, которая выполняла функцию подготовки и выдвижения своих представителей для работы на ответственных должностях, решала проблемы молодежи, занималась патриотическим воспитанием. Молодежь оказалась разобщенной. Но с 2014 года в республике стихийно начали появляться различные молодежные организации: «Союз молодежи», «Молодежное правительство», «Молодежный парламент», волонтерские организации и т.д. 

Именно поэтому в 2015 году при поддержке депутатов Народного Хурала Бурятии и было создано новое министерство по спорту и молодежной политике. Задачи министерства на 2016 и 2017 год очень обширны. В настоящее время идет создание вертикально интегрированной структуры её необходимо активно развивать. Вся работа должна быть организована на привычной для ребят грантовой основе при поддержке со стороны министерства и районных властей. Поддержать необходимо патриотическое и волонтерское движение, талантливую молодежь, начинающих предпринимателей, организаторов МЖК, защитников озера Байкал и родной природы. 

Сегодня зарождается и нуждается в поддержке еще одно доброе движение — социальное волонтерство – это работа с ветеранами и пенсионерами, инвалидами и сиротами. Нам обязательно надо провести конкурс «Я — лидер района», «Я — лидер Бурятии», организовать лидерское движение, а победители конкурса должны войти в кадровый резерв районов и республики. Мы дадим им высшее государственное и муниципальное образование, именно эти ребята должны вдохнуть новые свежие идеи в стратегию развития нашей республики, именно они должны стать новыми лидерами республики. В 2016 году нам предстоит реализовать второй этап плана внедрения в жизнь 

Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, который предусматривает охват всех детей с 1-го класса до окончания вуза, а в 2017 году он должен охватить уже все население республики. Несмотря на кризис, нам надо достойно провести, как их окрестили сами жители села, сельские «олимпийские» игры — в 2016 г. в Курумканском районе и в 2017 году — в Мухоршибирском районе. 

Занимаясь развитием массовых видов спорта, мы не должны забывать о том, что для ребят всегда нужны яркие примеры успешных людей — наших чемпионов, олимпийцев, и для этого правительству нужно выстроить четкую и понятную схему продвижения талантливой молодежи от ДЮСШ до школы высшего спортивного мастерства. Как признают медики, медицина и лекарства лишь на 15 % способствуют сохранению здоровья, а остальные 85 % зависят от самого человека, его здорового образа жизни и регулярного занятия спортом. Необходимо, чтобы каждодневной потребностью людей стала зарядка, участие в массовых спортивных мероприятиях. 

Главам городов, районов и поселений надо быть более изобретательными, чтобы превратить хотя бы один день в неделю в праздник спорта. Это то, что не требует денег, нужна только хорошая организация. Но без здравоохранения тоже нельзя. 

Основной задачей в условиях кризиса будет обеспечение устойчивого функционирования системы здравоохранения и сохранение объема гарантированной государственной медицинской помощи. Нам предстоит сохранить качество и доступность здравоохранения для жителей республики. Особое внимание правительству необходимо уделить первичной медико-санитарной помощи, повышению ее мобильности, укреплению кадрового потенциала. Нам надо развивать собственную высокотехнологичную медицинскую помощь, медицинскую реабилитацию и, конечно же, профилактику заболеваний на основе диспансеризации застрахованного населения. Аптеки республики должны обеспечивать население недорогими, но качественными медицинскими препаратами. В 2016-2017 годах предстоит серьезная работа по восстановлению учреждений культуры на селе. 

Для этого Правительству необходимо разработать комплексную программу по улучшению материально-технического состояния сельских учреждений культуры, предусмотрев софинансирование ремонта муниципальных объектов за счет средств республиканского бюджета. Важной задачей в области культуры должно стать увеличение республиканских выставочных проектов, которые позволят эффективнее знакомить жителей России и зарубежья с Бурятией. Необходимо поддержать талантливых детей, вовлеченных в творческие проекты, уделить особое внимание сохранению и развитию народных творческих коллективов, решить задачу обеспечения доступа к историческим и культурным ценностям Бурятии за счет информатизации отрасли, организации передвижных выставок в муниципальных районах, развития сети библиотек республики и объединения их единым информационным пространством. 

Нам надо постоянно двигаться вперед, развивая событийный туризм и не только на региональном уровне, но и в муниципальных образованиях. Главная роль в инфраструктурном блоке в условиях кризиса отводится жилищному строительству. Эта отрасль наиболее чувствительна к экономическим спадам. Падает потребительский спрос и затихает строительство. В эти моменты очень важно поддержать строителей, поднять потребительский спрос населения за счет его стимулирования, в том числе и со стороны бюджета. Нужны новые свежие идеи вовлечения все большего числа граждан в строительство своего жилья. 

Для этого нам в 2016 году необходимо запустить проект жилищного ипотечного кооператива, развернуть программу МЖК, активней предоставлять землю для строительства индивидуального дома. Считать плохой работой городской или районной администрации, если у нее нет достаточного количества предложений по земельным участкам под жилищное строительство, и совсем недопустимым — такое явление, как очередь многодетных семей на земельный участок под строительство. 

Муниципальным образованиям в течение трех лет следует решить жилищные проблемы многодетных семей путем предоставления земли или иными способами, оказывая им помощь в виде целевой компенсации на строительство жилья с короткими сроками предоставления. Минстрою РБ необходимо установить жесткие плановые показатели районам. 

Правительству предстоит выполнить Указ Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья и ввести в строй до конца 2017 г. 250 тыс. кв. м. жилья, строительству жилья для детей-сирот, ветеранов ВОВ. За счет участия в федеральной программе «Жилье для российской семьи» нам надо построить до конца 2017 года 400 тыс. кв. м. жилья. Поддержать строителей необходимо и за счет строительства инфраструктурных и социальных объектов, таких как взлетно-посадочная полоса в аэропорту «Байкал», Республиканский перинатальный центр, школа в Мондах в Тункинском районе, школа № 2 в г. Улан-Удэ, школа в г. Северобайкальске и дом культуры в Мухоршибири. Всего в 2016 и 2017 гг. нам необходимо заложить и сдать 46 объектов, в том числе по программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы». 

Серьезные задачи стоят и в жилищно-коммунальном комплексе. Наши энергетики должны снять напряжение в обществе, связанное с перерасчетом за электрическую энергию в связи со сменой гарантирующего поставщика. Необходимо установить нормативы и перейти на оплату за ОДН в составе платежа за содержание дома. Также важно сделать отрасль ЖКХ привлекательной для инвесторов и за счет этого на основе концессионных соглашений начать модернизацию отрасли. Нам необходимо оказать адресную помощь нашим ветеранам при оплате за капитальный ремонт. 

Уважаемые депутаты! 2016 год является историческим годом. 

В этом году завершается программа социально-экономического развития, и должна быть разработана и принята стратегия развития Республики до 2030 года. Это очень важная и ответственная задача, от ее решения зависит судьба республики на ближайшие 14 лет. Нам, всем жителям, которым не безразлична судьба нашей республики, необходимо проделать большую работу по разработке этого стратегического документа. 

Мы должны привлечь к этой работе максимальное количество людей и сделать так, чтобы эта стратегия по достоинству могла называться народной. Только такой подход может стать той силой, которая сплотит республику и мобилизует все наши силы и средства на достижение поставленных целей. Только так мы сможем преодолеть кризис и выйти из него сильными и с хорошим потенциалом для ускоренного развития. 

Желаю всем удачи в достижении стоящих перед нами задач!

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector