Новое руководство ОЭЗ в Бурятии избавляется от нерадивых «инвесторов»

facebook.com/alexey.togoshiev

Новые управленцы особой экономической зоны жгут мосты, чтобы на их месте возвести новые. Но процесс «сжигания» может стать не таким уж простым, как может показаться на первый взгляд, пишет «Номер один». Власти и новая управляющая компания готовятся к затяжной арбитражной битве с резидентами, которым указали на дверь. А на дверь указали всем.

Девять лет отговорок

Более десяти лет назад, в 2007 году, было принято постановление правительства России, которое можно считать точкой отсчета столь же многострадального, сколь и масштабного проекта под названием «Особая экономическая зона «Байкальская гавань». Спустя два года, как полагается, в торжественной обстановке был заложен первый камень в строительство зоны. Планы тогда были грандиозные: одних только инвестиций ожидали на 36 миллиардов рублей.

Позже появились резиденты с обещаниями вложить те самые миллиарды, федеральный бюджет не скупясь выделял деньги на строительство инфраструктуры, вкладывалась и республиканская казна. Всего за все время существования «Гавани» на инфраструктуру было потрачено 4,7 миллиарда рублей. А что же частные инвестиции?

Как выяснилось, вместо обещанных денежных гор за тот же срок резиденты вложили всего 140 миллионов рублей. Причем добрая половина этих денег, по документам, была потрачена на проектирование будущих объектов. Реальное строительство начали только два резидента. Но окончанием этого строительства не пахнет до сих пор.

Отговорок у резидентов множество, и часть из них вполне обоснованна. В какой-то момент речь зашла о закрытии «Гавани», потом – о передаче ее на уровень региона. Начались проблемы с оформлением земли из-за экологических ограничений. В итоге проект завяз.

Указали на дверь

Хоть какая-то конкретика в отношении зоны появилась только после прихода к власти в Бурятии Алексея Цыденова. Было решено сохранить (федеральный) особый статус «Гавани», а полномочия по управлению были переданы на региональный уровень. Как и обязанность финансировать содержание уже существующей инфраструктуры и управляющей компании.

К слову, «управляшка» тоже была создана заново. Если раньше «Гаванью» руководил местный филиал федеральной компании «Особые экономические зоны», который регулярно вступал в «контры» с местными властями, то теперь создано акционерное общество, учрежденное республикой. То есть межведомственные конфликты, по идее, должны уйти в прошлое.

– У управляющей компании и всех связанных с «Байкальской гаванью» правительственных органов теперь полное взаимопонимание и всяческая поддержка со стороны руководства республики. Если раньше процесс согласования решений между филиалом ОЭЗ как федеральной структурой и республиканскими органами власти мог быть затянут или иметь какие-либо препятствия, то сейчас этого нет. Мы все идем в одном направлении, нам все помогают, – рассказал нам директор новой управляющей «Гаванью» компании Алексей Тогошиев.

Курирующим ведомством было назначено созданное недавно министерство туризма Бурятии, вышедшее из недр комитета по туризму минэка республики. Которое, недолго думая, отправилось по действующим резидентам с масштабной проверкой. Результаты этих «рейдов» были ожидаемы. Но решение, принятое на основании этих результатов, оказалось весьма радикальным.

Как и следовало ожидать, ни один из резидентов не выполнил условия соглашения. Если быть точнее, не вложил обещанных денег в строительство «Гавани». Что и было доложено органу управления ОЭЗ – Наблюдательному совету под председательством главы Бурятии.

Этот же Наблюдательный совет, заслушав доклад о нерадивых «инвесторах», решил выгнать их всех с территории «Гавани», лишив каждого из них статуса резидента.

– Последняя проверка, проведенная в марте этого года, показала, что резиденты не устранили отставания от графика освоения инвестиций, предусмотренных соглашениями о ведении туристско-рекреационной деятельности, и не выполнили взятые обязательства, что является достаточными основаниями для процедуры расторжения соглашений с ними, – говорила на заседании Наблюдательного совета министр туризма Мария Бадмацыренова.

Более того, каждый из резидентов, которому указали на дверь, должен будет выплатить крупные штрафы за нарушения условий соглашения. Размер штрафа зависит от количества денег, которые недополучила «Гавань», но не может быть больше пяти миллионов.

Торговцы статусом

Однако не все так просто. Быстренько выгнать проштрафившихся резидентов не получится. Процедура такова: Наблюдательный совет принимает решение о расторжении, после чего всем резидентам направляется предложение расторгнуть соглашение добровольно.

– И у резидента есть два пути. Первый – согласиться и добровольно расторгнуть соглашение, – говорит Алексей Тогошиев. – Второй путь – резидент отказывается подписать бумагу о добровольном расторжении, и у нас возникает право подать иск в арбитражный суд. На мой взгляд, судебные тяжбы будут заведомо проигрышными во всех инстанциях для резидентов. Единственное, что они могут сделать, – затянуть судебные разбирательства, затянуть освобождение участков для новых инвесторов. Потому что на время суда происходит «заморозка» операций с землей. А «земля» у Байкала, даже в нынешнем статусе «аренды», также является потенциально высокодоходным активом.

Но возникает вопрос: зачем резидентам, которые ничего толком не вложили и не построили, сражаться за свой статус? Тем более если это дело проигрышное. Дело в том, что статус резидента «Байкальской гавани» – это товар. А обладатель этого статуса – продавец. В большинстве случаев он не имеет значительных финансовых ресурсов, кроме уставного капитала в десять тысяч рублей и соглашения участника ОЭЗ.

Он колесит по России, Китаю, Монголии, Корее, где демонстрирует людям с деньгами красивые картинки будущего туристического комплекса и сулит им многомиллионную выгоду. Если люди с деньгами соглашаются с ним сотрудничать, то он продает им, скажем, 80-процентную долю в своей компании и будет наблюдать, как китайский или корейский бизнесмен за свой счет возводит гостиницы и рестораны.

В итоге такой посредник получает деньги за уступку прав на «резидентство» и вдобавок пожизненные дивиденды на оставшиеся у него 20 процентов компании. Схема удивительно выгодная, и терять такую возможность мало кому захочется. А значит – будут суды.

По предварительным подсчетам, процедуру оспаривания решения о расторжении грамотные юристы могут затянуть примерно на полтора года. Все это время участок, на котором могло бы уже идти строительство, будет простаивать. Даже несмотря на то что есть реальные инвесторы, готовые вложиться в реальное строительство. Бизнес готов вкладываться в «Гавань», ведь сейчас это единственное место на побережье Байкала, где на законных основаниях можно строить крупные объекты.

Ежовые рукавицы

Впрочем, новым инвесторам придется заходить в «Гавань» уже на других условиях. Причем гораздо более жестких. К примеру, если раньше резидент мог зарегистрироваться с уставным капиталом в десять тысяч рублей, то теперь минимальная планка – полмиллиона рублей. То есть, в случае чего, не получится просто обанкротиться и отправить концы в воду.

Во-вторых, новые управленцы «Гавани» отныне предъявляют гораздо более жесткие требования к соблюдению сроков строительства.

– Не будет такого, что в плане, например, на август стоит заливка фундамента, но ее переносят на следующий год, потому что осень на носу, потом морозы, и так далее. Это уже повод для расторжения с ним соглашения. Не успел до августа – грей бетон, делай шатер, нагнетай теплый воздух пушками и заливай фундамент. Другого пути нет. Строишь – остаешься, не строишь – мы начинаем процедуру расторжения. Однако со своей стороны республика будет оказывать всяческое содействие реализации намеченных новым инвестором планов, убыстряя процессы в рамках своих полномочий, – говорит Алексей Тогошиев.

Тем не менее новых резидентов не коснутся надзорные каникулы и послабления. Проверять, как идет строительство и укладывается ли инвестор в сроки, можно будет в любое время. И каждое нарушение, как уже было сказано, может привести к оперативному расторжению соглашения.

Есть еще одно предложение по усилению контроля за резидентами, точнее, за их деньгами. Однако оно сейчас только обсуждается, никакой конкретики по этому поводу нет.

– Есть предложение предусмотреть целевое назначение заемных средств. То есть, если человек скажет, что банк просто дает кредит, нас это не устроит. Нам нужны целевые деньги, «замороженные» на эти цели. И банк будет финансировать только строительство в пределах ОЭЗ. То есть чтобы «тело» кредита не распихивалось предпринимателем на другие цели. Так республика может защититься от потенциально нерадивого резидента, – считает Алексей Тогошиев.

Несмотря на это, уже сегодня есть те, кто готов вложить деньги в строительство объектов на территории «Гавани». Однако они не могут зайти до тех пор, пока старые резиденты не покинут зону.

– У нас есть претенденты с живыми деньгами – либо собственными, либо заемными, но под очень хорошие условия. И с наличием оборотных средств на ведение строительства. У некоторых есть действующий бизнес, который готов снабжать будущий объект строительными материалами, – рассказывает Алексей Тогошиев.

Последний шанс

Такое рвение со стороны новых управленцев «Гавани» понятно. Республика получила кредит доверия и возможность распоряжаться ОЭЗ. В ответ Бурятия должна показать результат. А именно – 840 миллионов рублей частных инвестиций до 2021 года.

– Мы не будем учитывать проектные работы, которыми прикрываются действующие резиденты. Эти деньги должны быть вложены в строительные материалы и работы. Это готовые объекты: гостиницы, рестораны, объекты туристской инфраструктуры и прочее, – говорит Алексей Тогошиев.

Судя по всему, достижение или не достижение этого результата ляжет в основу решения федеральной власти относительно дальнейшего развития «Байкальской гавани». Ведь инфраструктура сегодня готова только на участках «Турка» и «Пески». Остальные – пока что в подвешенном состоянии. Инвесторы вряд ли захотят строить дороги и коммуникации за свой счет. А республиканский бюджет такие расходы не потянет.

Таким образом, «Байкальская гавань» снова оказалась у стартовой черты. И от результатов этой гонки во многом будет зависеть, появится ли у берегов Байкала туристическая Мекка, или эти же миллиарды рублей в очередной раз вылетят в трубу. 

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector