Мое знакомство с журналом «За рулем» произошло в начале 80-х годов прошлого века. Мой отец был военным автомобилистом. Прослужил он 27 календарных лет и все эти годы, начиная с 1968, подписывался на единственное в СССР издание об авто.
В нем можно было узнать много полезного о легковых и грузовых автомобилях, мотоциклах, военной технике. Тогда не было социальных сетей, поэтому читатели делились опытом и искали ответы на вопросы на страницах журнала.
Моя азбука
Поначалу, не умея читать, я просто рассматривал картинки и фотографии, пририсовывая собственные «дизайнерские» изобретения. Особенно мне нравились яркие изображения на обороте обложки.
Первая машина в семье.
Номер о легенде.
Там красовались машины, нарисованные художником А.Захаровым. Чтобы узнать, что это за техника, я переквалифицировался в вундеркинда, научившись читать в 5 лет.
Потом я стал доставать отца многочисленными вопросами о прочитанном.
Мои «веселые картинки».
Процесс познания мира автомобильной техники был увлекательным и, кроме чтения, состоял из постоянных посещений автопарков воинских частей, поездок на армейской технике и помощи главе семьи в гараже.
Я постепенно осваивал рубрики. Особый интерес вызывали статьи об истории автомобилестроения.
Новости о советских и иностранных автомобилях
Как и всякого мальчишку, меня манил рев гоночных моторов и образ гонщика на пьедестале, поэтому новости авто и мотоспорта привели меня в разделы «Спорт, спорт, спорт» и «Спортивный глобус».
Там можно было посмотреть на фото, круто заходящего в вираж болида, или вставшего на дыбы двухколесного мустанга, узнать кто, когда, где, как и на чем победил в гонке.
Классное «зубило»!
Рубрика «В мире моторов» давала информацию о новых моделях колесной техники и разработках советских и иностранных предприятий.
Особенно привлекали немногочисленные новости об автомобилях и мотоциклах из капиталистических стран с фотографиями «железных коней».
Тогда иномарки казались верхом совершенства. Им противостояли советские концепты и проекты, о которых рассказывалось в разделе «Новости, идеи, разработки».
С передовыми конструкциями агрегатов можно было ознакомиться в разделе «Современная автомобильная техника».
Французы задавали моду.
Прогрессивный концепт – символ эпохи.
«Новости, события, факты» — еще один новостной раздел, дававший сведения о производстве комплектующих, работе и развитии автозаводов, сервисов, выставок.
Автообзоры можно было почитать в рубрике «Советская техника». Там больше внимания уделялось технической начинке машин, а не внешнему дизайну, эргономике и материалам салона, как это принято сейчас.
«Советы бывалых» и другие рубрики для пытливых умов и рук
Разделы «Клуб Автолюбитель», «Страничка мотоциклиста», «Тест За рулем», «Сервис», «Своими силами» помогали разобраться в особенностях устройства и эксплуатации транспортных средств.
Там можно было увидеть чертежи и схемы, подробные технические характеристики, результаты испытаний и много иных полезных данных.
Эта информация была крайне необходима, поскольку система сервиса в стране практически отсутствовала, и владельцы техники занимались ее ремонтом и обслуживанием сами.
Чтобы обрести автомобиль, люди были готовы на все.
Обратной связью с читателями стали разделы «Справочная служба» и легендарная рубрика «Советы бывалых». Опыт эксплуатации вещался также и в рубрике «Глазами владельца».
Находились умельцы, которые делились описаниями, чертежами, схемами, фотографиями доработок, полезными рекомендациями.
Советы бывалых .
Некоторые советы не раз выручали нас с отцом в разных ситуациях. Например, когда оборвался ремень генератора на «копейке», не имея запасного, мы намотали женские колготки на шкивы. Так проехали остававшиеся 60 км.
В другой раз залепили протекающий бензобак хозяйственным мылом и дотянули до места ремонта.
Подобных примеров использования «Советов бывалых» можно привести сотни, как из собственной практики, так и из опыта знакомых водителей. Эти лайфхаки советских мастеров актуальны и по сей день.
«Экзамен на дому» — помощь в освоении ПДД
Темы безопасности дорожного движения затрагивались в рубрике «Зеленая волна». Там можно было проверить свои знания ПДД на иллюстрированной дорожными ситуациями страничке «Экзамен на дому».
Решая задачи с нее, я стал четко представлять, как действовать на дороге, будучи пешеходом или водителем. Это очень помогло сдать на права в автошколе.
Экзамен на дому.
Смешно сказать, но картинки с правилами из этой рубрики до сих пор всплывают у меня перед глазами. Особенно когда подъезжаю к сложному перекрестку, и нужно решить «дорожный ребус»: кто же все-таки должен первый двинуться с места.
О рекламе в журнале
Рекламы товаров в советский период в автоиздании не было или я просто этого не помню.
Журнал издавался на государственные средства добровольным обществом содействия армии, авиации и флота (ДОСААФ) совместно с министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
Никто не преследовал цели извлечения прибыли из собственной деятельности. Задачей этого общественно-политического и научно-популярного ежемесячника было — просвещение, развитие технической грамотности и воспитание культуры поведения на дороге.
Реклама издателя.
К сожалению, утратив финансирование и монополию с распадом Союза, «За рулем» стал мало отличаться от новых автоизданий. Его наводнили рекламные постеры, а содержание статей рассчитано на потребителя, порой не знающего, как открыть капот.
Прощай, Советский Союз! Последний «советский» номер.
Я рассказал лишь о наиболее запомнившихся мне разделах любимого журнала. Может, кто-то дополнит меня? Думаю, многие согласятся, что при СССР журнал был «путеводной звездой» советского автолюбителя, а ныне превратился в рекламный буклет.
Благодарю за внимание. Ни жезла, ни гвоздя на дороге!