В последнее время, общественностью города, активно обсуждается состояние парка Маршрутных такси. К основным темам обсуждений можно отнести: аварии из-за оплаты проезда во время движения, удаление несертифицированных «Истан», повышение цены на проезд, поведение водителей на дороге и многие другие. Tuday.ru встретился с водителем одного из маршрутов Улан-Удэ Николаем, пожелавшим не обозначать номер маршрута и свою фамилию.
Расскажите как начинается рабочий день? Сколько часов вы работаете?
— Рабочий день у каждого начинается по-разному. Кто-то с утра работает, кто-то с обеда, кто-то выходит ближе к вечеру. Все работают согласно закону 8 часов. Некоторые совмещают две работы: днем на одной, вечером выходят на маршрут.
По Вашему мнению что произойдет когда, согласно закону, в силу вступит запрет на использование «Истан» в январе 2014 года?
— Город встанет. Так как в Улан-Удэ только 30% автомобилей удовлетворяют сертификации.
Что тогда делать в этом случае на Ваш взгляд?
— Можно было установить лимит работы автомобиля. Ну, например, чтобы машина могла работать не больше 15 лет. Тогда «Истаны» 1996, 1997 выпуска уже не будут работать, и с каждым годом постепенно их станет меньше, а затем и полностью заменятся.
Альтернативная замена, это замена на отечественные автомобили. Так как другие автомобили стоят довольно дорого. Например, «Тойота Хайс» б/у стоит примерно 1 000 000 рублей, а новая – 1 500 000 рублей. Выход один – брать «Газель». Машина дешевая и часто ломается.
Чем объясняется планируемое повышение платы за проезд?
— Это объясняется повышением цен на бензин, на обслуживание автомобиля. Все дорожает: техобслуживание, запчасти. Даже если возьмем Новосибирск, там все дешевле, а проезд стоит 20 рублей.
На что уходит ваш доход в процентном соотношении?
— 50% дохода уходит на бензин, около 4% отчисления в пенсионный фонд, 13% подоходный налог. Раньше был годовой патент, можно было перечислить в пенсионный фонд 5 500 рублей единовременно, с этого года он стоит намного дороже 22 000. Теперь выгодно делать ежеквартальные отчисления. Нужно не забывать также об амортизации, запчастях, ремонте. Все что остается, идет на личные расходы. И остается не так много как все думают.
Согласны ли вы, что надо контролировать количество автомобилей на маршруте?
— Количество машин на нашем маршруте ограничено. Бригада состоит из 60 человек и машин.
На 30-м и 29-х маршрутах слишком много машин, вы так не считаете?
— Возможно их и много, но если уменьшить количество машин, то в час пик маршруты не смогут справляться со всем пассажиропотоком.
Насколько вежливы пассажиры нашего города, по вашему мнению?
— Настолько же, насколько вежливы водители транспорта. Водители, в свою очередь обязаны быть вежливыми, они работают в сфере обслуживания. (это не всегда наблюдается — прим. автора) И мои знакомые пассажиры жалуются на хамское поведение водителей.
В последнее время активно обсуждаются аварии, которые происходят в результате оплаты за проезд во время движения. Что вы об этом можете сказать?
— Я считаю, что аварии происходят не по этой причине. Взять любого водителя и легковой машины и маршрутки, он все равно позволяет себе разговаривать по телефону во время движения. Так что оплата проезда и разговор по телефону во время движения равнозначны.
Но ведь можно нам, как и в других городах, оплачивать проезд при выходе. Как мы можем к этому прийти?
— Этот вопрос и ранее обсуждался, обсуждается и, наверное, будет, обсуждаться. Все дело в менталитете народа, который здесь живет. И это зависит от габаритов автомобиля. Конечно, в автобусах невозможна оплата во время движения, в то время, как, например, в «Истанах» неудобна оплата на выходе.
Какие преимущества и недостатки данной работы вы можете назвать?
— Преимущества: свободный график, ежедневный заработок, своего рода независимость от работодателя. Недостаток только один – это пробки.
Как можно бороться с пробками?
— С пробками в нашем городе бороться бесполезно, так как наши дороги не рассчитаны на большое количество машин, которое год от года становится все больше.
В связи с повышением оплаты на проезд, многие горожане подумывают о покупке машины, так как будет невыгодно ездить на маршрутках.
— Об этом говорят люди, которые не задумываются о расходах на собственный автомобиль. Человеку, который работает каждый день, надо ехать на работу, а потом вечером возвратиться домой. Литр бензина 92 в среднем стоит 29,50 рублей, дизельное топливо, уже дороже 92-го, — 32,90 рублей. Стоим в пробках, расходуем бензина дополнительно. Далее техобслуживание, амортизация, стоянка (если нет своего гаража), транспортный налог, мойка и многое другое. Получается совсем невыгодно.
Удовлетворяет ли вас качество дорог в Улан-Удэ?
— Это скорее риторический вопрос. Ну что сказать про дороги. Местами дороги может и хорошие, местами их и вообще нет.
Большое спасибо за откровенный разговор!