Бурятский бизнес осваивает Иркутск

Бурятский бизнес осваивает Иркутск

Почти не заметным в местном медиапространстве прошло знаковое событие для улан-удэнского бизнес-сообщества — открытие первого гипермаркета бурятской сети «Абсолют» в Иркутске. В связи с этим, хотелось бы обратить внимание пользователей к вопросу о продвижении наших окрепших бизнес-структур на рынки других регионов.

За долгие годы, жители Улан-Удэ привыкли принимать за аксиому то, что Бурятия является полигоном для отработки технологий «расширения присутствия» для иркутских компаний. Что говорить, если почти четверть торгующих мелких организаций имеют своих поставщиков в гигантском «торговом котле» под названием Иркутск. Тут «отоваривается» как мелкий бизнес, так и крупные торговые сети. Опосредованно, через торговых представителей, в Улан-Удэ крепко сидят все крупные производители продовольствия из Приангарья. 

В продуктовом сегменте у нас идет активная «холодная» война между сетевыми форматами «Абсолюта» и «Титана» — от открытия магазинов через дорогу друг от друга, она шагнула в районы республики. Натренированные в борьбе за покупателя торговые компании конкурируют, иногда, наценкой близкой к себестоимости на основные «знаковые» товары: окорочка, мука, сахар, крупы и т.п. В свое время, наши продовольственные сети выдавили с рынка «иркутско-кемеровскую» Бонус-Поляну, которая постепенно теряет позиции уже в самом Иркутске.

В свою очередь, иркутский крупный ритейл, представленный такими сетями как «Все будет ОК» (включая мелкорозничные магазины «Цезарь»), «Слата» — специализирующаяся в формате супермаркетов и прочие мелкие, находиться на стадии распределение иркутского регионального рынка. Существует обоснованное мнение о том, что в свое время города Большого Иркутска были поделены на зоны влияния по принципу лишь бы не пустить «неместных» в город. Удивляет сам факт почти одновременного появления в Иркутске федеральной сети «Metro» и бурятской «Абсолют», хотя обе они получили возможность вторжения в город с окраинного района Ново-Ленино, оправдывая тезис о недопущении «пришлых» в центральные округа. 

Для справедливости, хотелось бы отметить, что товаропроизводители Бурятии уже давно активно осваивают Приангарье своей продукцией. Интересен факт, что торговые марки из Бурятии, позиционируются как экологически чистые, хотя могут производиться под копотью ТЭЦ-1. При этом, многие крупные оптовые компании Иркутска сами выходят на наших производителей с предложении о дистрибуции товаров из Улан-Удэ. Активно осваивает иркутский рынок «Байкалфарм», имеющий даже набор торговых марок направленный только на рынок Иркутской области, «Бурятмяспром» уже давно имеет достойное представления на полках иркутских магазинов, в основном консервами, Бурятские производители мясных полуфабрикатов и колбас также активно завоевывают рынок. Не стоит забывать, также, о челночных доставках мяса из сельских районов Бурятии на рынок Иркутска, где она пользуется большой популярностью. С свою очередь, бурятский картофель, выращенный в сухих и суглинистых почвах Бурятии, в высокий сезон пользуется предпочтением покупателей Иркутска — собственный картофель слишком водянистый. 

Не смотря на наличие всей логистической инфраструктуры, баз снабжения, восточно-сибирских региональных центров снабжения крупных торговых марок, позволяющих снизить себестоимость, цены в розничных торговых точках в Иркутске существенно выше чем в Улан-Удэ. Объясняется это высокой платежеспособностью иркутян, готовностью платить, не взирая на цены. Также, особенностью иркутского городского рынка является 50%-ая доля в обороте магазинов «у дома». Если в Улан-Удэ торговые сети «перекачивают» до 80% денег горожан в сегменте продукты — в Иркутске высока доля минимаркетов у дома, которые существуют с начала 90х. Отсутствие свободных земель в черте центральных округов также тормозит развитие формата гипермакета в городской черте.

В непродуктовом ритейле уже давно успешно работает на рынке соседних регионов «Снежный барс», имеющий обширную сеть магазинов, вплоть до Братска, отодвинув федеральные торговые сети сегмента компьютеры и оргтехника. «Славия-тех», проиграв борьбу за Иркутск, осталась в районах области. Иркутяне активно пользуются туристической инфраструктурой бурятского берега Байкала. Скалистый берег Приангарья не дает жителям отдыхать комфортно на тех «клочках» песчаного берега которые есть на МРС, Ольхоне, Голоустном, при десятках километрах не занятых берегов Бурятии. 

В завершении хочется отметить, что наш бизнес, выросший в жестокой внутренней конкуренции, высоких ценах на электроэнергию, проблемах в инвестиционном климате и выживший до стадии расширения зоны охвата, имеет все шансы расшевелить устоявшийся, «разжиревший» на высоких наценках рынок соседнего региона. Удивительно, но это будет полезно и Иркутянам, получающим доступ к товарам по умеренным ценам, так и жителям Бурятии, опосредовано, через налоги и отчисления в региональные бюджеты.

Алексей Старков

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector