Счетная палата РФ выявила значительные нарушения в реализации туркластера «Тункинская долина» в Бурятии

Счетная палата РФ выявила значительные нарушения в реализации туркластера "Тункинская долина" в Бурятии

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств внебюджетных источников при создании и функционировании туристско-рекреационных кластеров «Амур» (Амурская область), «Северная мозаика» (Республика Саха (Якутия), «Елец» (Липецкая область), «Тункинская долина» (Республика Бурятия). 

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Объекты анализа и проверки: Федеральное агентство по туризму, (камерально); Администрация Липецкой области; Правительство Республики Саха (Якутия); Правительство Республики Бурятия; Правительство Амурской области. Исследуемый период: 2015-2016 гг., истекший период 2017 г. (по документам и договорам, действующим в проверяемый период – с начала их действия).

Оценка результативности и социально-экономической эффективности реализации мероприятий ФЦП показала, что на фоне положительной и опережающей динамики показателей «инвестиции в основной капитал средств размещения» и «количество работающих в коллективных средствах размещения» в целом по Российской Федерации, во всех четырех проверенных регионах сложилась отрицательная динамика указанных показателей. 

«Несмотря на постепенную сдачу объектов и вложение около 7 млрд рублей из всех источников, ни в одном из проверенных регионов не достигнут экономический эффект, связанный с ростом инвестиций в основной капитал средств размещения, и социальный эффект, состоящий в решении социальных проблем за счет создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения», — отметил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Александр Филипенко. 

В Республике Бурятия темпы роста платных туристских услуг и услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – положительные, однако их динамика замедлилась.  

При этом Ростуризмом оценка эффективности реализации ФЦП в полном объеме не осуществлялась. По информации Ростуризма, расчет конечной коммерческой и общественной эффективности ФЦП предполагается осуществить только по окончании реализации мероприятий Программы, что исключает возможность ее своевременной корректировки. 

Так, в региональных программах трех регионов, включая Бурятию, меры государственной поддержки для участников государственно-частного партнерства в рамках создания кластеров не установлены.  

Предусмотренная ФЦП поддержка участников государственно-частного партнерства на период 2014-2016 гг. в части возмещения затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях для финансирования инвестиционных проектов при реализации мероприятий Программы (в общем объеме 59,7 млн руб.), Ростуризмом также не осуществлялась. Более того, с 2017 года данное мероприятие исключено из перечня мероприятий Программы.  

«Предусмотренный ФЦП механизм государственно-частного партнерства зачастую сводится к заключению регионами инвестиционных соглашений с включением в них уже построенных либо начатых ранее объектов. При этом затраченные на них средства учитываются как вновь привлеченные инвестиции», — констатировал аудитор.  

В результате из 4,6 млрд руб. внебюджетных средств, о которых отчитался Ростуризм, более 2,5 млрд руб. (почти 55%) было затрачено инвесторами на эти объекты независимо от участия в ФЦП, что искажает итоги ее реализации. 

Существенным фактором, влияющим на исполнение инвесторами своих обязательств, является низкий уровень оценки регионами инвестиционных проектов, включаемых в укрупненный инвестиционный проект. При этом следует отметить, что Ростуризм при предоставлении субсидий регионам не анализирует должным образом заключенные ими инвестиционные соглашения и возможности инвесторов. 

Более того, субсидии предоставляются с нарушением правил и условий их предоставления. Так, в Бурятии более 160 млн руб. предоставлено при отсутствии в муниципальном бюджете средств на исполнение соответствующих расходных обязательств. 

По итогам проверки также было отмечено отсутствие надлежащего контроля со стороны Ростуризма и региональных властей за ходом реализации мероприятий по созданию кластеров, что в результате привело к многочисленным нарушениям действующего законодательства.  

Например, проверкой установлено, что муниципальные контракты на строительство объектов ТРК «Тункинская долина» на сумму около 220 млн руб. заключены бывшим главой администрации Тункинского района, который в тот же период являлся соучредителем подрядчика, что содержит коррупционные риски. По указанным фактам подготовлены материалы в Генпрокуратуру. 

Кроме того, в ходе проверки были установлены факты неэффективного использования ресурсов, созданных за счет бюджетных средств, на — 172 млн руб. – средства, направленные на строительство водозаборных сооружений и сетей водоснабжения в рамках ТРК «Тункинская долина», которые не эксплуатируются более 2,5 лет с связи с отсутствием соответствующего заключения органа госстройнадзора. 

Кроме того, при выходе инспекторов на объект было обнаружено, что стены павильонов покрыты плесенью, в цементной стяжке трещины, что может свидетельствовать о низком качестве строительства или примененных материалов, либо несоблюдении условий содержания объекта и содержит риски дополнительных затрат на восстановление.  

Как было отмечено на Коллегии, одной из причин неэффективного использования созданных объектов обеспечивающей инфраструктуры является отсутствие в инвестиционных соглашениях предусмотренных законодательством о государственно-частном партнерстве условий по обеспечению инвестором исполнения своих обязательств. 

Коллегия приняла решение направить доклад Президенту Российской Федерации, представления — в Ростуризм и Администрацию Липецкой области. Информационные письма — в Минкультуры России, Правительство Республики Саха (Якутия), Правительство Амурской области, Правительство Республики Бурятия, Администрацию Президента Российской Федерации. Обращение — в Генеральную прокуратуру, а также уведомление о применении бюджетных мер принуждения к Администрации Липецкой области в Минфин России. 

Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлены в палаты Федерального Собрания. 

Справочная информация: 

АТК «Тункинская долина» (срок ввода – 2015 г.) На I полугодие 2017 г. готовность АТК «Тункинская долина» в целом составляет 47%, из них готовность комплекса туристской инфраструктуры – 54,7%. В данной связи срок ввода в эксплуатацию объектов кластера нарушен более чем на 1,5 года. На создание 21 объекта туристкой инфраструктуры на сумму 3 млрд руб. или 80,4% от общего объема внебюджетных средств инвестиционные соглашения не заключены.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector