Один из фигурантов «дела Манзанова» заключил досудебное соглашение о сотрудничестве

Один из фигурантов "дела Манзанова" заключил досудебное соглашение о сотрудничестве

Раскаянье, или Тихий исход громкого дела 

Источник: Байкальские огни №11-12 

Все равны. Как быть ровнее? 

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне всегда претила лёгкость, с которой верующие люди получают отпущение грехов в церкви. Частенько срабатывает незамысловатая схема: согрешил – покаялся – можешь начинать грешить по новой. 

Нечто похожее происходит сейчас и в нашем правосудии. По делам, которые у людей на слуху, выносятся несоразмерные, на первый взгляд, приговоры. Например, похищенного на миллионы, а для подсудимого «в выхлопе» — пара лет «условно». Люди в таких случаях обязательно вспомнят про какого-нибудь мужичка, получившего те же два года, но уже реального срока, за украденный мешок зерна или три десятка пойманных в нерест омулей… 

Почему так получается? Мы все равны перед законом, это заложено в Конституции России. О блестящих адвокатах, спасающих своих клиентов, в последние годы что-то никто не вспоминает. Прокуроры, судьи, наконец, — те же самые. А приговоры порой выходят такие, что вызывают недоумение и раздражение людей. 

Попробуем разобраться на примере недавно заслушанного Кабанским районным судом дела. 14 декабря 2015 года суд признал генерального директора ООО «Байкальская торгово-промышленная компания» Шаврова Александра Михайловича виновным по статьям 33, часть 5 и 160, часть 4 УК РФ и приговорил по совокупности к 3 года 6 месяцам лишения свободы. Но условно… 

Хотя признан Шавров в содействии и пособничестве в хищении бюджетных средств на сумму около 48 миллионов рублей. «Из корыстных побуждений» — уточнил суд в приговоре. 

Как стать сельхозтоваропроизводителем 

Для того, чтобы получить уважаемый в обществе и дающий право на определённые льготы статус селькохозяйственного товаропроизводителя, нужно, оказывается, не так много. 

Нужно, чтобы твой институтский однокашник стал министром сельского хозяйства Бурятии… 

Ещё желательно, чтобы имелась какая-нибудь производственная база, пусть полузаброшенная – ну там гаражи, склады, хранилища… 

Да, необходимо также наличие такой районной власти, у которой при слове «инвестор» кровь приливает к лицу и слабеет в коленках. И резко ухудшается зрение, настолько, что власть уже не различает, что «инвестор» на самом деле – вполне местная личность неоднозначной репутации… 

Всё это имелось у Александра Михайловича! В 2009 году его тёзка Манзанов стал руководить Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики. Отношения у него с Шавровым были прекрасными — студенческое братство, понимаешь. 

И база была у Александра Михайловича, чудесным образом доставшаяся ему после того, как он побывал конкурсным управляющим Кабанским плодоовощным заводом… Но это другая история, и мы сейчас не о ней. Для нас важно, что Шавров стал хозяином обширной производственной площадки со всеми атрибутами солидного предприятия: контора, проходная, железные ворота… 

Занимался наш герой потихонечку коммерцией, специализируясь на продуктах питания. А душа требовала большего… А с районными властями ему, скажем прямо, подфартило. Любой, похожий на инвестора, сразу вырастал в их глазах в почитаемого человека. Добавилась ко всему и такая маленькая удача: в те годы все полномочия по земельным вопросам были в руках райадминистрации. Это избавило нашего «инвестора» от лишней головной боли при получении щедрых земельных наделов. Главы Кабанского и Колесовского поселений пытались защитить интересы земляков, оставшихся без покосов и пастбищ, — да не хватило прав, они были у «района». 

«Я не халявщик, я партнёр» 

Так утверждал теперь уже полузабытый Лёня Голубков, рекламируя по телевизору «инвестиционную» компанию «МММ». Непонятно, кем рассчитывал стать в союзе с министром Манзановым кабанский коммерсант Шавров. Если верить приговору, то это министр соблазнил коммерсанта, «убедил Шаврова А.М. заняться сельским хозяйством, обещая в дальнейшем поддержку Минсельпрода РБ в виде субсидий». Неизвестно, долго ли сопротивлялся Александр Михайлович и делал это искренне или для приличия… 

Но предложение было принято, и в ООО «РАЛИК» Шавров набрал экзотическую технику, которая потянула почти на 17 миллионов рублей: трактор «Атлес», телескопический погрузчик «Мониту», глубокорыхлитель почвы «Грегуар Бессон». Всё это – в лизинг, с отсрочкой первого платежа на один год. Было это в октябре 2010 года. А уже в декабре Манзанов предложил Шаврову – то ли другу, то ли подельнику – приобрести всё в том же «РАЛИКе» ещё и комплект оборудования для возведения овощехранилища, машины для производства картофеля и овощей, технику для выращивания лука на 48 миллионов рублей. При этом Шаврову было сказано, что как гендиректор «БТПК» он «приобретёт эту технику практически даром, так как Правительство Республики Бурятия компенсирует 99 процентов затрат»

Роли определись окончательно: Шавров прогонял через свою фирму деньги, а взамен становился единоличным хозяином целого парка импортной сельхозтехники. В самом конце года миллионы пришли на рассчётный счёт «БТПК», и Шавров тут же переадресовал их на счета «РАЛИКа». И остался с дорогостоящей техникой, доставшейся ему практически «на халяву». 

Вот, можно сказать, вся фабула интересующей нас части уголовного дела. Не будем говорить сегодня о Манзанове, о гендиректоре «РАЛИКа» А.А. Перевалове (на самом деле «РАЛИК» — это Республиканская агролизинговая компания), о других государственных и негосударственных деятелях. 

Уголовное дело, уже второе по счёту в отношении Манзанова, рассматривает в эти дни Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ. Говорят, что экс-министру, находящемуся за решёткой, «светит» ещё 7 лет лишения свободы… 

Таких «хозяев» век бы не видать

Что более всего угнетает в этой истории? Прежде всего – позиция районных властей. Надо было очень постараться, чтобы не видеть: срочно объявленный «сельхозтоваропроизводителем» Шавров таковым никогда не был и не стал. Чтобы не замечать, как шокируют народ чудеса бесхозяйственности, которые он демонстрировал на захваченных землях. 

Из года в год гектары овощей оставались неубранными и уходили под снег: отборная морковь (говорят, семена привозили из Голландии!), лук размером с хороший мужской кулак, картофель лучших сортов… На суперсовременной технике у него работали набранные на улице самоучки – серьёзные механизаторы к нему не шли. Так же как не шли к нему люди на сортировку и переработку урожая – «новый русский хозяин» платил из рук вон плохо. 

А слух наших чиновников ублажали планы Шаврова по строительству фермы чуть ли не на тысячу голов. Уже и место под Кабанском нашли. Слава Богу, что не сложилось: коровы у такого хозяина передохли бы от истощения… И ведь люди не молчали! Вначале бесцеремонность и пофигизм Александра Михайловича возмутили закалтусцев. Они и написали в нашу газету: так работать на земле – преступление! Потом мы писали о волнениях среди сельчан в Кабанске, Каргино, Колесово, где Шавров прошёлся по лугам накануне дня, когда народ собирался выходить на сенокос, и бросил землю развороченной, практически привёл её в непригодность. 

Свои владения он окопал многокилометровым рвом, очень напоминающим противотанковый. В него периодически падают незадачливые бурёнки местных жителей. Жители, естественно, вспоминают Шаврова «тихим добрым словом»… 

«Инвестору» у нас позволено всё! 

Года три назад я задал вопрос начальнику управления сельского хозяйства Ю.А. Сокольникову, который выступал перед районным советом старейшин и не раз упоминал Шаврова: 

— Появилась уверенность, что по этому инвестиционному проекту скоро начнутся разборки, а может, и посадки. Скажите, наши люди не пострадают? 

— Не должны, — Юрий Анатольевич совершенно не удивился такой постановке вопроса. – Мы стараемся ни одной бумаги Шаврову не подписывать. 

Во время очередного визита в район В.В. Наговицына С.В. Савватеев привёз его на базу Шаврова. Отмытая, блестевшая разноцветной краской сельхозтехника была выстроена по стойке «смирно» на заводском дворе. Увиденное впечатлило высокого гостя, и он уехал в твёрдой уверенности: бюджетные миллионы в надёжных руках. Всем было хорошо, главе района и самому Шаврову тоже. 

Кто успел – тот не сел! 

Судебный процесс над Шавровым прошёл тихо и незаметно. И республиканские СМИ его проспали, хотя за ходом «манзановского дела» следят внимательно. Это раньше «расхитителей социалистической собственности» любили судить в показательных, часто выездных заседаниях, чтобы дело приобретало общественный резонанс. Другие времена, другие нравы… 

Александр Михайлович не захотел страдать и не сопротивлялся. Говорят, ему хватило одной ночи в «казённом доме», чтобы пойти на заключение с прокурором Бурятии досудебного соглашения о сотрудничестве. Он добросовестно исполнил это соглашение, отмечается в приговоре, «давал подробные признательные показания с изобличением других участников преступления, оказывал содействие в розыске имущества, добытого преступным путём, сообщил о фактах превышения и злоупотребления положением должностными лицами Минсельхозпрода РБ»

Но основании этого соглашения дело было рассмотрено без судебного разбирательства, с минимальными рисками для подсудимого. Даже гражданский иск по делу не заявлен, сообщает приговор. И это вызывает ещё больше вопросов к нашим правоохранителям… 


Сергей БОРОВИК.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector