Эпоха «великих закрытий» кинотеатров Улан-Удэ.

fabrika-kino.ru

В последние годы в Улан-Удэ уже закрылись несколько кинотеатров. Старейшие кинотеатры в центре города «Эрдэм» и «Прогресс«, принадлежавшие одним хозяевам, прекратили деятельность в 2013 году. Ранее закрытый кинотеатр «Октябрь«, перепрофилированный в ночной клуб, стоит в планах под снос. Последним аккордом «эпохи великих закрытий», стало завершение работы «нового-старого» кинотеатра «Фабрика Кино«, имевшего, в отличии от трех предыдущих, три зала для проката. Остается надеяться, что нынешние «акулы» кинобизнеса Улан-Удэ, в составе четырех «многозальников», будут радовать нас долгие годы.

Что же происходит в нашем городе, и харктерен ли тренд только для Улан-Удэ? Почему бизнес, который по умолчанию, считался сверхприбыльным в начале двухтысячных, перестал быть таким? Директор федеральной сети кинотеатров «Премьер-зал», имеющей своей основной «базой» город Екатеринбург, Владимир Петелин делится своим мнением на страницах отраслевого издания «Свой кинотеатр».

Кто зарабатывает на кинопрокате?


На кинорынке зарабатывают все: производители и дистрибьюторы фильмов, государство и общественные организации, выступающие от имени композиторов. Все, кроме кинотеатров! В чем причина? Давайте разберемся с основными трендами рынка, которые мешают кинотеатрам увеличивать свой доход! 

Впереди — демографическая яма 

Согласно исследованиям компании «НеваФильм», около 60% зрителей — молодые люди в возрасте 18 – 29 лет, то есть родившиеся в конце 80-х и начале 90-х. Снижение рождаемости в перестройку отражается на продажах сейчас гораздо больше, чем случившийся недавно демографический всплеск. Таким образом, в ближайшие 4-7 лет мы увидим: наших зрителей становится меньше вследствие естественных причин – просто меньше людей этого поколения. 

Фильмы, предлагаемые студиями и дистрибьюторами 

Другая сторона проблемы — репертуар. Независимые кинотеатры вынуждены прокатывать только те фильмы, которые есть на рынке, а их основная аудитория — молодежь от 15 до 30. Фильмы, рассчитанные на аудиторию «30+» теряются среди голливудского массмаркета и не так долго живут в репертуаре кинотеатров. В итоге получается, что классическому кинотеатру просто нечего предложить этой аудитории. 

Государственные инициативы: игра в одни ворота 

Депутаты Госдумы с завидной регулярностью вносят законопроект о квотировании иностранного проката до 50 %. Но даже при наличии таких отечественных блокбастеров как «Вий» или «Легенда № 17», спрос на отечественное кино не превышает 18 %. Остается вопрос: чем заполнить не достающую квоту, чтобы не потерять 32 % валовой выручки?

Запрет на дополнительный доход от рекламы 

Запрет показа коммерческой рекламы перед киносеансами отнимет еще пару процентов выручки у кинотеатров. Последствия непредсказуемы: от пустых залов на половине сеансов до окончательного закрытия небольших региональных кинотеатров. Настойчивость и регулярность, с которой лоббируются эти инициативы, подсказывает: недалек тот день, когда нам придется принять это как реальность. 

Отчисления в РАО 

Общественная организация«Российское авторское общество» обязывает показчика уплачивать от 1,2 до 3% от проданных билетов в пользу авторов музыкальных произведений. Для этой организации не имеет значения, получил ли композитор свой гонорар от голливудской киностудии, да и проследить судьбу выплаченных средств не представляется возможным. Кинотеатры теряют драгоценные проценты своей выручки. Простая арифметика: если учесть, что мы отдаем 50% выручки правообладателю, то эти 3% для РАО превращаются в 6%. Вычтем из этой суммы налоги, содержание и обслуживание кинотеатра – и увидим, что рентабельность киноплощадки в среднем составляет 10-20%. Тогда эти, казалось бы, небольшие 3% превращаются уже в 15-30% от прибыли. 

Кинотеатр сдает несколько форм отчетности. 

Кроме налоговой есть еще и специфические, такие как ЕАИС, Rentrak. Кинотеатрам придется смирится и с необходимостью устанавливать систему видеонаблюдения. Кроме практически повсеместного контроля за каждым шагом, кинотеатрам приходится оплачивать этот контроль из своего кармана. 

Пиратство 

Добавим к этому пиратство: несмотря на многолетнюю непримиримую борьбу его объемы в России остаются практически неизменными. Сегодня пиратские версии становятся все более качественными, а доступ к ним появляется у большого количества наших потенциальных зрителей. 

Премьеры фильмов проходят не только в кинотеатре 

Премьеры фильмов в онлайн всё чаще выходят с минимальным временным отрывом (холдбеком) от кинотеатрального показа. Примером может послужить «Географ глобус пропил»: фильм шёл параллельно в кинотеатрах и на ivi.ru. Чем чаще подобные истории будут повторяться, тем интенсивнее киноаудитория будет уходить из кинотеатров. Стремительный рост широкополосного интернета повлек за собой радикальные изменения. Как грибы после дождя растут сервисы и платформы, использующие технологии «видео по запросу» VOD: iTunes, Yota Play, Ivi, другие онлайн кинотеатры.Они уже убили рынок DVD и активно наступают на кинозалы. Все чаще зритель предпочитает смотреть кино дома, оправдывая это тем, что «так удобнее».

От редакции.

Конечно, мы не склонны полностью доверится словам об убыточности кинобизнеса, как такового. Кинотеатры до половины прибыли зарабатывают на сопуствующих товарах: напитках, фаст-фуде, развлекательных зонах. «Бедными» они перестали быть с конца девяностых и остаются таковыми и по сей день. Однако тенденция с закрытиями крупных площадок в Улан-Удэ, а также постоянная работа с коллегами из местных кинотеатров по нашей Афише, заставили нас более глубже заглянуть в проблему. 

Ходите в кино, ведь некоторые уникальные особенности «большого экрана» невозможно передать с помощью телевизора, и уж тем более экрана планшета.

Алексей Старков

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector