«Сиддхартха, но не Будда»: в Улан-Удэ выступит Экспериментальный театр из Москвы

dharma-theatre.ru/siddhartha

В последних числах мая Экспериментальный театр драматургии национальностей из Москвы привозит в Улан-Удэ спектакль «Сиддхартха». Про поиски себя и истины актеры расскажут по мотивам романа Германа Гессе на сцене Бурятской филармонии 29 и 30 мая. Почему москвичи вдруг решили приехать в город у Байкала, и что особенного в этом философском спектакле, рассказал директор театра, автор пьесы лама Алексей Тенчой. Интервью опубликовано в «МК» в Бурятии».


– Расскажите немного о театре. В чем его изюминка и в чем его «экспериментальность»?

– В наше время люди стали мало внимания уделять своему внутреннему миру. Мы всегда заняты — семья, работа, компьютер, социальные сети, чаты, игры… и проблемы, проблемы, проблемы… В этом скоростном и много-информационном навороте событий и бесконечном поиске решений так легко потерять себя. Театр – один из инструментов, с помощью которого можно дать людям возможность вспомнить о непреходящих духовных ценностях, ярко и красочно показать путь к развитию личности, обозначить какие-то основные вехи.  Наш театр называется Экспериментальный Театр Драматургии Национальностей, и идея была объединить в этом пространстве представителей разных национальностей России. Земля наша всегда была богата талантами, которые загораются и сегодня! Принеся с собой новые сюжеты, новый взгляд и особый стиль они заставляют нас искать особые выразительные средства, чтобы дать ответ на вечный неразрешимый вопрос человечества: «В чем смысл жизни?». Вот и наш театр открыт для таких звезд и открыт для экспериментов.

– Почему театр выбрал Улан-Удэ для выступления? Что вас связывает с Бурятией?

– Я сам бурят и хотел бы принести пользу Бурятии, бурятскому народу.  Я давно сотрудничаю с Бурятским Драматическим театром им. Хоца Намсараева. В 2011 году там была поставлена моя пьеса «Мудрый слоненок». Затем эта постановка даже получила приз на театральном фестивале «Сибирский кот». Надеюсь, мои остальные пьесы, и их уже 15, найдут воплощение на сцене театров в Бурятии и в Забайкалье.

– В основу спектакля «Сиддхартха» лег роман Гессе. Почему вы решили взять именно это произведение?

– Герман Гессе написал этот роман почти сто лет тому назад, начал в 1919, закончил в 1922, так что скоро можно будет отметить его столетие. Да и концепция этого романа близка мне по духу. Думаю, что для современного человека искание истины и верного духовного пути в наше время разрушения авторитетов очень актуальны. А герой романа «Сиддхартха» как раз приходит к тому, что просветления можно достигнуть, применяя знания в своей практике. Используя все методики в своем потоке ума, прилагая максимальные усилия и отринув все свои негативные эмоции.

– Романы Гессе очень многослойные, сложные и крайне философские. Сложно работать с такой фактурой? Почему?

– В романе речь не о Сиддхартхе Гаутаме Будде. Сиддхартха у Германа Гессе — это сын брахмана, постигший все премудрости своей касты, но не успокоившись, отправляется искать свое высшее Я. Три года он живет с аскетами — учится мудрости у них. Однако мудрость аскетов — не то, чего требует душа юноши. Его путь пересекается с Гаутамой Буддой, но Сиддхартха отказывается стать его учеником. Тогда его учителями становятся куртизанка, купец, перевозчик через реку. На этом поиски высшей мудрости, конечно же не заканчиваются. Впереди — еще много событий, происшедших с Сиддхартхой, ищущим гармонии с миром.

Работать с такой фактурой сложно, потому что, для того чтобы вдуматься в философию, нужно время, спокойствие ума, необходимо отложить всё, выключить телефон, компьютер, перестать отвечать на смс, на сообщения в соцсетях. А для многих — это есть ограничение свободы или ущемление прав.


– Для кого предназначен спектакль «Сиддхартха»? Каким вы представляете своего зрителя?

– Наш спектакль в первую очередь для думающего зрителя, с философским складом ума. Для зрителя, знающего цену любви, состраданию, терпению, терпимости и прощению!

– В ваших спектаклях герои часто оказываются связаны с Индией. Почему так происходит?

– Да. Действие трех спектаклей нашего театра происходит в Индии и в Тибете. В спектакле «Сиддхартха» действие происходит в древней Индии, в спектакле «Миларепа» – в Тибете, а в спектакле «Сказки про слоненка Ланченкара» — в джунглях Индостана. Только действие спектакля «Сон Смешного» может происходить в любой точке мира.  Видимо десять лет моего обучения в Индии в буддийском университете сказалось на этом. Еще там находится резиденция моего Учителя Далай-ламы, духовного лидера тибетского народа.

– Как вы считаете, почему важно сохранять культуру различных национальностей? Что это дает другим людям? Почему люди разных национальностей должны знакомиться с культурой друг друга?

– Сегодня в обществе возрос интерес к национальным корням, к традиционному народному искусству, к народным ремеслам. Сохранение культурных особенностей позволяет осознать свою личность, как часть каждой национальности. Изучение своих корней, да и истории и культуры других национальностей дает возможность не раствориться в глобальном потоке информации, лучше понимать друг друга.  Именно сохранение национальной культуры способствует воспитанию подрастающего поколения, в традициях национальной культуры, в традициях сохранения нравственных устоев, патриотизма, любови к родной земле, к природе.  Мы же все понимаем, какие страшные последствия могут быть, если воспитывать детей, не помнящих кто они, без национальной самоидентификации. В наших руках возможность сохранить наследие предков и передать своим потомкам.

– Поднимаете ли вы вопросы религии в постановках? Как это происходит?

– Буддийское образование позволяет мне писать пьесы и ставить постановки с буддийским сюжетом. Театров, в которых планировалось именно разнообразие всех культур, в России до сих пор не было. Мы ждем представителей разных культур и религий, и у меня есть пьесы, которые могли бы поставить индуисты, мусульмане, христиане. Хотя принципы ненасилия, взаимопомощи, терпимости есть во всех религиях. Но в наших постановках сейчас еще делается акцент на причинно-следственную связь, проще говоря принцип «что посеешь, то и пожнешь». Все наши спектакли объединяет стремление героев к поиску пути для обретения счастья, пути к обузданию негативных эмоций, гнева и зависти.  Поэтому они буду полезны как для буддистов, философов, так для широкой аудитории. 

– Почему улан-удэнца мнужно прийти на спектакль «Сиддхартха»?

– Думаю, наши буддийские сюжеты будут близки по духу моим землякам. Сейчас не так много буддийских спектаклей играют на российских площадках, поэтому надо посещать их и знать про них. Так же Сиддхартха – это имя самого Будды Шакьямуни, поэтому бурятам, интересующимся своей традиционной религией, будет очень полезно посмотреть спектакль.


СПРАВКА:

Герман Гессе (2 июля 1877, Кальв, Германия — 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) — швейцарский писатель и художник немецкого происхождения, лауреат Нобелевской премии (1946).

Он был глубоким знатоком буддизма. Писателя увлекала в нем мудрая созерцательность, слияние с природой, любовь ко всему живому. Поэтому, главный герой спектакля, Сиддхартха, индийский юноша, которому судьба, казалось бы, уготовила стезю брахмана, вдруг, покидает свой дом, отца, мудрого брахмана, возлагавшего на него большие надежды, и становится аскетом, ищущим просветления, через самоистязания. Разочаровавшись в таком пути, он, идет в мир, где встречает Камалу, дающую ему «уроки любви», а вернее, плотского наслаждения, которого он столько лет был лишен, и постигает всю «прелесть» жизни богача и игрока. В один прекрасный момент ему становится тошно от самого себя, и он решается на самоубийство. К счастью этого не происходит. Героя спасает река. У нее учиться Сиддхартха, и обретает, в конце концов, ту мудрость, которую так долго искал. Кроме того, он узнает, что такое настоящая любовь, встретив и потеряв своего сына. Но чтобы понять спектакль нужно пройти свой путь, как прошел его Сиддхартха.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector