Концепция развития Туризма в Бурятии

Мною принято решение опубликовать на суд общественности свою концепцию развития туризма Бурятии. Вызвано это одной из целей моего участия в конкурсе на должность министра туризма - сделать процедуру проведения конкурса прозрачной и открытой, как то продекларировано главой Алексеем Цыденовым, а также признаками создания неконкурентных препятствий. 

Концепция создана за сутки и к ней, по прошествии недели, у меня лично имеется множество претензий после более глубокого анализа и обсуждения в узком кругу, однако она именно в таком виде передана в конкурсную комиссию. По требованиям условий, она должна содержать цели, задачи, основные проблемы и предложения по развитию туристической отрасли, а также не превышать объем 7 страниц машинописного текста.

Я был готов предать ее гласности в случае непрохождения конкурса, но обстоятельства заставляют меня опубликовать ее раньше. Не имею высокопоставленных покровителей и иду самостоятельно, с открытым взглядом, на этот конкурс. Готов спокойно "проиграть" его более компетентному специалисту в отрасли.

Концепция развития туристической отрасли Республики Бурятия 
Подготовил: Тогошиев А.И.


Цель: 

Создать условия развития всего кластера отрасли, повысить привлекательность республики в глазах потенциальных туристов. 

Задачи: 

Встать самому и поставить министерство «лицом» к бизнесу и в зависимость от результатов
* Переориентация «правильного пути», «понятийного тупика»
* Переход от работы с турфирмами к работе с конкретными местами размещения 
* Снизить негативный эффект сезонности 
* Расширение спектра туристических направлений 
* Вывести из «тени» действующие предприятия через стимулирование предпринимателей как представителей малого бизнеса, вовлечь их событийные мероприятия 
* Решение полномочиями «застарелых» инфраструктурных болячек в местностях отдыха 
* «Пиар» во вне и во внутрь с использованием новых подходов 
* Общереспубликанские инвестиционные проекты - рассмотрение через «призму» туризма 

Проблематика 

Про проблемы туристической отрасли Бурятии говорить легко, особенно с обывательской точки зрения, однако особая «увлеченность» зонами, виртуальными конгресс-центрами и небоскребами на Байкале не может не вызывать негодования у представителей бизнеса, ежедневно сталкивающихся с действительностью. Кроме, классической мантры про стоимость авиабилетов в высокий сезон есть еще ряд проблем, решение которых лежит на «поверхности». 

Хорошо, что были ростки развития событийного туризма (не всегда благодаря отраслевому ведомству), которые необходимо сохранить при преемственности министерства. 

* Основная проблема — длинная зима. Из 12 месяцев в году «хорошие деньги» бизнес зарабатывает от силы один квартал. Отсюда же возникает нелояльная к массовому туристу система ценообразования, которая только в таком виде позволяет владельцам бизнеса окупать годовой цикл. 

* Сезонность порождает цены и «отсечку» новых потенциальных игроков рынка. Без массовости предложения не будет доступного ценообразования на услуги размещения. 

* Высокий сезон, в свою очередь также создает дефицит по этим же причинам. При этом дефицит создается не «организованными» туристами, а маятниковыми поездками жителей Бурятии (в большей степени Улан-Удэ), Иркутска (если говорить про Тунку), которые оказывают давление из 7 дней недели на уик-энд. Как правило это сопровождается заторами на пригородных трассах.

* Понятийный дисбаланс между курирующим ведомством, властью в целом и предпринимательским сообществом в прежние годы. Больший упор делался на дорогостоящие инфраструктурные проекты, пышные церемониал на выезде, без решение текущих малозатратных проблем, эффект избавления от которых позволяет увеличить маржинальность. Необходимо менять подход на «предпринимательский». Бизнес чутко реагирует на изменения как в положительном, так и негативном аспекте.

* Теневая составляющая бизнеса не позволяет включить его в «статистику» и оборот. До сих пор не понятно, сколько мест размещения в реальности и на бумаге. Предприниматели не спешат усугублять свое положение дополнительным документооборотом, да и что греха таить, дополнительной налоговой нагрузки.

* «Дикари» создающие нагрузку на инфраструктуру без «оплаты». Тонкая грань проблемы, где в первую очередь придется вначале «дать» потом «брать» плату. Без инфраструктуры для дикарей с них нельзя собирать деньги. Делегирование частника. 

* Отсутствие единого имиджевого подхода в продвижении Бурятии как туристического региона, так и направленного на само население. Туризм развивается частично вопреки действиям власти. Точки роста отрасли возникают спонтанно (Монголы, Ацагат, Гусиное озеро, Радиотелескоп Тунка и другие) и ни разу не были «спрогнозированы» заранее соответствующим ведомством. 

* Отсутствие заинтересованности «чиновника» в реальных показателях отрасли. Минтуризма должно стать «турагентом», осуществляющим полный цикл бесплатных для туристов и мест размещения услуг, а также продвижением конкретных участников рынка во вне. 

* Концентрация конгрессных мероприятий правительственных учреждений на летний период, в то время как инфраструктура уже находится на пике спроса. Не секрет что конгрессы проводятся специально так, чтобы они закончились к пятницы и какое-то финальное «дежурное» мероприятие проводится в субботу с соответствующим застольем, «перегревая» рынок. Правительство — крупнейший заказчик подобных мероприятий, который может и обязан влиять своими деньгами на отрасль в сторону гармонизации. 

* Отсутствие в «орбите» внимание отрасли новых массовых направлений, имеющих только местную уникальность: восточная медицина, включая «эмчи», паломничество буддистов, старообрядцев, байкальский ветер, парапланы, театральный и другое. 

* Без «политического» давления на инфраструктурные ведомства и компании невозможно создание условия для развития отрасли (пример «Подлеморье») 

* Туризм пока не решает социальные проблемы местных сообществ. 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«Смежники» 

Необходимо отказаться от всеобъемлющего охвата всего комплекса отрасли, которая на 100% состоит из предпринимательского сообщества, чутко реагирующего на любые изменения в лучшую сторону расширением перечня услуг и «товаров». 

На любое изменение в лучшую сторону, произойдет быстрый отклик «смежников» отрасли. Сувенирная продукция, общественное питание, музеи, театры, трансферы, аэропорт, языковые гиды, прочие. Задача министерства создание условий. Вкладывать усилия необходимо в развитие инфраструктуры, которая сама даст толчок «смежникам». 

«Все пиар», но сначала внутренний. 

До сих пор в «головах» жителей Бурятии есть понятие непрестижности сферы обслуживания, как места работы и восприятия туриста как «чужака». Хуже — туристы стали объектом преступных посягательств местных жителей. 

Перед тем как начинать привлекать дополнительные турпотоки, необходимо провести стратегический промоушн среди населения самой республики о составляющей туризма в экономике Бурятии, о том, что каждый турист на один рубль затрат дает (предполагаю) минимум 3-4 рубля смежникам. 

Хорошая идея, которая имела короткую жизнь “Ask me, I'm local” (спроси меня, я местный), которая предполагала ношение частью молодежи, знающей языки, на правах волонтеров, футболок с надписью в летний сезон. Необходима «перезагрузка» концепта. 

Необходимо провести разъяснительную «медиа-кампанию» в преддверие высокого сезона, направленную на популяризацию: 

- профессий в сфере обслуживания, 
- лояльного, заботливого отношения к туристам, 
- «Дружелюбной навигации» - дублирования «указателей» и адресной базы центра города и основных объектов транспортной инфраструктуры города и мест тяготения туристов на монгольский, английский 
- Общих принципов гостеприимства 
- Бережное обращение к природе и проблематику мусора на побережье. 

«Внешний пиар» 

Брендирование - Особое значение. 

Необходимо разработать единый бренд-бук «Туризм Бурятии», который будет включать в себя все виды носителей и логотипы, с дальнейшей эксплуатацией и вовлечением владельцев организаций сервиса для единого брендированного оформления, с возможностью получения обратной связи (пример стенды с общей информацией + QR коды и соцсети). В настоящее время - «каша». 

Интернет 

Интернет должен победить классические способы продвижения. Любой потенциальный турист или «командировочный» всегда идет в сеть узнать о городе и регионе. Поэтому сайт министерства должен быть каталогом мест размещения и услуг других отраслевых организаций. Многие предприниматели маломестных гостиниц не имеют никакой представленности в сети. 

Наполнение контентом должно лечь на плечи самих предпринимателей. Задача министерства продвигать сам сайт в поиске как альтернативу «букингу» или «триваго». Однако, условием попадания в «каталог» станет выход из тени. 

Особое внимание должно быть уделено социальным сетям. Кроме, самого нахождения там, необходим механизм оперативной обработки запросов пользователей. Продвижение через «лидеров мнений» на федеральном уровне. 

Отдельно необходимо структуировать места размещения в зимний период, даже для местного пользователя это важная информация. Вкупе с потенциалом горы Мамай и особым статусом Выдрино. 

Не стоит злоупотреблять капиталоемкими способами продвижения в Центральной России, кроме разовых мероприятий или публикаций. Все сделает интернет. 

«Соседи» 

Уверен, 100% наш потенциальный и самый вероятный турист живет рядом: Иркутск, Чита и Монголия. На эти регионы необходимо сконцентрировать внимание, так как они не участвуют в «маятниковых» поездках — всегда приезжают заранее и надолго, своим ходом, с деньгами и в огромном количестве. Прямая медиа-реклама должна распространятся в Иркутске, Чите. Чита не имеет конкурентного водоема на своей территории в отличии от Иркутска. 

Монголы — это подарок «судьбы» Бурятии. На примере торговых сетей и автодилеров понятны неожиданные рекламные шаги, направленные только на граждан соседнего государства. Автодорога от Улан-Батора, и Кяхта — Улан-Удэ должна всецело работать на привлекательность отдыха. Монгольский язык должен стать третьим по важности после русского и английского в промо-материалах. Необходимо искать точки соприкосновения с бизнес-сообществом об особом отношении к соседям, так как «сарафан» имеет значение. 

В свою очередь не все Иркутяне-судовладельцы имеют представление о возможностях портовой инфраструктуры порта Турка. 

Аэропорт, вокзал, автовокзалы в основных населенных пунктах привлекательных для туристов должны быть охвачены единым брендингом. 

«Скрытые» возможности

Необходимо сместить приоритеты на отдых в холодный период. Оказывать поддержку предпринимателям, которые занимаются «рискованным земледелием» в зимний период. Летом зарабатывают все. Зимой только настоящие фанаты дела. 

Это позволит сохранить как квалифицированную рабочую силу на селе, так и «удлинит» сезон. Особое внимание каникулярным периодам. Зимой на Байкале температура воздуха выше чем в Улан-Удэ на 10-15 градусов и много снега, что значительно смягчает континентальный климат в целом по региону. Кроме местных жителей это знает меньшинство. 

Перенести «обычные» конгрессные мероприятия по линии Правительства Бурятии, как крупнейшего заказчика, на весну осень, чтобы снять часть нагрузки в высокий сезон. Более того, в межсезонье цены ниже как на перелеты, так и на гостиничные услуги. 

Для смещения потоков, необходимо реализовать проект, аналогичный по масштабам «Байкальской рыбалки», на осенний период и на зимние каникулы. 

В рамках продвижения «зимы», параллельно включить в «орбиту» продвижения услуги альтеративных туристических «кластеров», не подверженных сезонности: медицина, паломничество, культура и другое. 

Стратегические аспекты 

Необходимо вновь поднять проект моста через Селенгу в Татаурово-Кома с федеральной трассы «Байкал» на Баргузинский тракт. Данный участок в настоящее время очень плохо обслуживается паромом «БЛК». Большая часть туристов из Иркутска, Читы, Монголии (стратегических регионов) едут транзитом через Улан-Удэ, испытывая негодование по поводу городских пробок, незнанием городских улиц и чрезвычайной сложностью автодороги Улан-Удэ — Турунтаево, которая является «горячей точкой» по ДТП и образованию гололеда из-за снега и высокогорья в холодный период. 

Необходимо массированное ускорение расширения погранперехода «Кяхта-Алтан-Булаг» (МАПП). Нынешние возможности влияют как на турпоток, так и на обороты розничной торговли и услуг. 

Создание туристической полиции по линии МВД является краегугольным камнем обеспечения безопасности туристов (среди которых большинство жителей Бурятии). 

Курорты «Аршан» и «Горячинск» необходимо вывести из подчинения профсоюзов и добиться передачи в собственность республики. «Байкалкурорт» «добьет» их окончательно и будет потерян уникальный турпродукт со полувековой историей. 

Необходимо диверсифицировать «мононаправленность» Северобайкальска и окрестностей от железной дороги в туризм. С теми же основаниями, как и Селенгинск, с приданием особого статуса. 

Реализовать проект под рабочим названием «Южное побережье Гусиного озера» как альтернативу Байкалу и Щучьему. Уникальный объект находится вне какой-либо юрисдикции, но уже облюбован туристами. 

Закрепить несколько крупных участков в центре Улан-Удэ (ветхое жилье) или готовящиеся к сносу за средствами размещения — гостиницы. 

Деньги 

Об инвестициях говорить без конкретных решений по каждому пункту не считаю актуальным на этой стадии. Имею специальное образование по финансовому менеджменту и готов развернуто раскрыть с приведением цифр, но не войду в рекомендуемый объем концепции. 

Заключение 

Маржинальность турбизнеса крайне выгодная, при первоначальных высоких затратах на инвестиции. Рисковая составляющая не позволяет пока рассматривать Туризм как основу экономики республики, но как ее значительную часть, решающую социальные проблемы - 100%. 

Необходимо создавать массовые потоки туристов с гармонизацией в течении года пиков и падений. Как только возникнет спрос, бизнес, особенно местный, сам ринется в открывающиеся возможности. Вижу задачу в создании этих условий на основе реального коммерческого подхода. 

Не могу пройти мимо разногласий с официальным «государственным» взглядом на развитие туризма, который основан на классическом «чиновничьем» походе, который, на мой предпринимательский взгляд, устаревает на глазах. 

В предоставленном материале, я не отвергаю «госпрограммы» и прочую «классику», но вместе с тем, предлагаю конкретные решения, которые в значительно сжатые сроки позволят уже добиваться результатов. Концепция «сырая» и подготовлена за сутки. Надеюсь, она принесет пользу и предложения, содержащиеся в ней, будут использованы будущим министром.
Нравится

Комментарии

  • Tuday
  • ВКонтакте

, чтобы написать комментарий.

Новости компаний

Народные новости

Статьи

Алексея Тогошиева 16 октября 0
Секретарь политсовета БРО «Единой России» Владимир Павлов входил в совет директоров скандальной фирмы «РАЛИК» 6 октября 0
Loading...